Дополнительное пенсионное страхование в рф

Право социального обеспечения в России

Дополнительное пенсионное страхование в рф

Пенсионное обеспечение — одна из главных социальных гарантии развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны: и граждан, уже получающих пению, и будущих пенсионеров.

Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г.

Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы: «Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность.

Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию»1Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 218, 220..

Правовой базой преобразований послужило принятие пакета федеральных законов: г. «Об обязательном пенсионном страховании», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Это полностью соответствует конституционной норме (ч. 2 ст.

39 Конституции РФ) о том, что государственные пенсии устанавливаются только законом. Однако правовое обеспечение пенсионной реформы до настоящего времени не завершено, поскольку предполагается принятие ряда законов о профессиональных пенсионных системах, об управлении Пенсионным фондом РФ и др.

Пенсионная система Российской Федерации — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

Современная российская система пенсионного обеспечения включает три подсистемы:

Государственное пенсионное обеспечение за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей.

Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страховою обеспечения.

Пенсионные страховые взносы уплачиваются в составе единого социального налога, которым облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользу работника.

Платеж, предназначенный для выплаты трудовой пенсии, делится на две части: одна часть зачисляется в федеральный бюджет и идет на финансирование базовой части трудовой пенсии, вторая часть зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ и предназначается для выплаты страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

страховщик — Пенсионный фонд РФ. Наряду с Пенсионным фондом России страховщиками могут быть негосударственные фонды в случаях, установленных законом;

страхователи — лица, производящие выплаты физическим лицам; индивидуальные предприниматели, адвокаты; физические лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию;

застрахованные лица — лица, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты); члены крестьянских (фермерских) хозяйств и другие категории граждан, подлежащие страхованию в соответствии с законом.

Страховым случаем признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

При наступлении этих событий предоставляется страховое обеспечение в виде: страховой и накопительной части трудовой пеней и по старости; страховой и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности; страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца; социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляет Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей.

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: страховой номер; фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта, дата его выдачи и орган его выдавший; гражданство; дата регистрации в качестве застрахованного лица; периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; иные периоды, засчитываемые в страховой стаж; заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумма начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносов; сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации; сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии; сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии; сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании); данные, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям; сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета; информация, отражающая учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений; сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений; данные о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой; сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд; информация о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации; суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; суммы инвестиционного дохода; продолжительность профессионального стажа; суммы произведенных выплат.

Документом, подтверждающим постановку на учет в Пенсионном фонде РФ, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое территориальные органы Пенсионного фонда РФ выдают каждому застрахованному лицу.

Страховое свидетельство содержит страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные лица.

Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение осуществляется в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное обеспечение всегда добровольны. В то же время получение дополнительной пенсии не отменяет права на получение государственной пенсии, а дополняет его.

Внедрение негосударственных пенсионных институтов в систему пенсионного обеспечения — тенденция всех развитых государств. Ведь негосударственное пенсионное обеспечение в странах с развитой экономикой выполняет функцию аккумулирования пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны, а также обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста.

В современной России дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляют негосударственные пенсионные фонды. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социальною обеспечения, которая может осуществлять три исключительных вида деятельности:

  1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Этот вид деятельности ведется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
  2. деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании. Этот вид деятельности включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
  3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Данный вид деятельности включает в себя аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

Законодательство устанавливает ряд правовых гарантий обеспечения обязательств фонда. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит лицензированию. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:

  • руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования — специальную профессиональную подготовку), у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет; высшее образование, у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 50 млн. руб.

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Фонды размещают средства пенсионных резервов самостоятельно или через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Источник: https://isfic.info/tguseva/sotsob19.htm

«Добровольное пенсионное обеспечение и страхование»: нюансы

Дополнительное пенсионное страхование в рф

Калининград.Ru

Продолжая разговор о накопительном страховании жизни, как инструменте создания подушки безопасности, нельзя обойти вниманием такой сегмент накопительных программ, как добровольное пенсионное страхование и обеспечение.

Принято считать, что период экономической активности обычного человека около 40 лет. С 20-25 до 60-65 лет. Именно за это время он должен позаботиться о собственном будущем, создать необходимый финансовый запас, который поможет при выходе на пенсию жить достойно.

И здесь есть два пути: либо попытаться умерить свои аппетиты, став пенсионером, либо начать заблаговременно откладывать средства для того, чтобы получать дополнительную пенсию.

Напомним, сейчас средний размер пенсии в нашей стране лишь немногим более чем на 3 тысячи превышает прожиточный минимум.

Для того, чтобы разобраться, что нам гарантирует государство и как мы можем повлиять на размер своей пенсии, для начала немного теории.

Обязательное пенсионное страхование.

В России, равно как и во многих других ведущих западных странах, обязательное пенсионное страхование — это основа пенсионной системы. Принятый в 2002 году Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» дал старт пенсионной реформе в нашей стране.

С этого момента все граждане РФ стали застрахованными лицами, а в качестве страховщика выступил Пенсионный фонд. На каждого застрахованного в Пенфонде открыт лицевой счёт, на который от работодателя поступают пенсионные взносы, формируемые из заработной платы.

Эти взносы и есть основа будущей трудовой пенсии.

Добровольное пенсионное страхование (обеспечение) является дополнительным в отличие от государственного. Реализуется путём заключения договора о добровольном пенсионном обеспечении (страховании) с различными финансовыми организациями.

Затем застрахованный начинает выплачивать взносы, их размер и периодичность уплаты зависит от программы, которую выбирает застрахованный. После достижения оговоренного договором добровольного пенсионного страхования срока, страховая компания начинает производить выплаты застрахованному лицу. Если договор заключен с НПФ, то деньги выплачиваются по достижении пенсионного возраста.

Страховщиками в системе добровольного пенсионного обеспечения и страхования выступают:

— негосударственные пенсионные фонды (контроль за их деятельностью осуществляет Пенсионный фонд РФ);

— страховые компании (контролирующая организация — Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)).

Необходимо отличать добровольное пенсионное страхование от дополнительного пенсионного обеспечения — услуги, которую предоставляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В отличие от пенсионного страхования, ДПО не включает в себя страховую составляющую, потому что НПФ не имеют право осуществлять страховые функции.

ДПО — это накопление средств на будущую пенсию без защиты от риска.

Кроме того, размещённые в НПФ средства вы сможете получить в виде «второй пенсии» по достижении пенсионного возраста, а накопленные по пенсионной программе средства по полису страховой компании вы можете начать получать в любой оговоренный промежуток времени, возможно, и до наступления пенсии, например, в 45 лет.

Заключить договор ДПС или ДПО можно не только на себя, но и в пользу любого третьего лица — вы оплачиваете взносы, а пенсию будет получать застрахованный, например, ваш родственник.

Что дает застрахованному лицу участие в программе ДПС или ДПО?

  1. Дополнительный доход к основной пенсии, который выплачивается пожизненно.

2. Для того, чтобы стать участником одной из программ добровольного пенсионного страхования или обеспечения, вовсе не обязательно иметь трудовой стаж и высокую заработную плату.

3. Большинство пенсионных программ как в НПФ, так и в страховых компаниях, предусматривает возможность расторжения договора досрочно. Вы сможете забрать свои накопления, а также начисленный инвестиционный доход без штрафных санкций. Однако в этом случае с инвестиционного дохода вам придётся выплатить 13% в виде налога на доходы физических лиц.

4. Средства, накопленные по программам ДПС, наследуются.

5. На средства, вложенные в виде взносов в НПФ, вы можете получить налоговый вычет.

Однако самостоятельное инвестирование в будущую пенсию, кроме очевидных плюсов, может иметь некоторые особенности, и к ним нужно быть готовыми.

  1. Принятие человеком самостоятельного решения об инвестициях несёт некоторый риск. Риск того, что инвестиционный доход может оказаться как со знаком плюс, так и со знаком минус.

    Однако, что касается перечисленных взносов, деятельность НПФ жестко контролируется государством, поэтому риск потери средств, минимален.

    Впрочем, также, как и работа страховых компаний строго регламентирована, и их средства, как правило, перестрахованы.

  2. Невысокий инвестиционный доход. Соответственно, чтобы накопить большее количество денег для обеспечения себя в старости, необходимо вступать в программу как можно раньше, желательно в возрасте до 35 лет.

В развитых западных странах до 90 процентов работающего населения участвуют в различных пенсионных программах, и это норма. При том, что средняя государственная пенсия там может достигать двух третей среднемесячного дохода работающего человека.

В России эти цифры пока скромнее, пенсия составляет едва ли половину средней заработной платы. Поэтому эксперты едины во мнении, что сейчас для будущих российских пенсионеров дополнительная пенсия в итоге эффективнее обычного банковского вклада.

Весь мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительное пенсионное страхование может гарантировать достойную старость, мы можем сами обеспечить себя дополнительной пенсией, определяя размер её с учетом собственных возможностей. Просто надо думать о пенсии смолоду, как это ни парадоксально звучит.

Материал опубликован в рамках информационной поддержки программы повышения финансовой грамотности населения Калининградской области.

Источник: https://kgd.ru/finazbuka/pensionnoe-obespechenie/item/29849-dobrovolnoe-pensionnoe-obespechenie-i-strahovanie-nyuansy

Дополнительное пенсионное страхование

Дополнительное пенсионное страхование в рф

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.

Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица.

Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;
  • сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления. Форма реестра и порядок его представления утверждены ПФР.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на НЧ трудовой пенсии уплачивались с 2002 по 2004 год, также имеют право выбрать инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 12000 руб. в год.

Если застрахованное лицо достигло пенсионного возраста, но не обратилось за назначением ни одной из частей трудовой пенсии, то размер государственной поддержки определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, внесенной застрахованным лицом за истекший календарный год и увеличенной в четыре раза, но не может превышать 48000 руб. в год.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Источник: http://be5.biz/pravo/s014/11.html

4. Негосударственное пенсионное страхование: Пенсионное страхование — вид страхования жизни, предусматривающий

Дополнительное пенсионное страхование в рф

Пенсионное страхование — вид страхования жизни, предусматривающий выплаты страховых сумм (страхового обеспечения) по достижении застрахованным лицом возраста выхода на пенсию, т.е. дожития до пенсионного возраста .

Пенсионное страхование осуществляется в обязательном и добровольном порядке.

В первом случае происходит государственное пенсионное обеспечение граждан в случае их выхода на пенсию по старости, выработке трудового стажа, инвалидности за счет средств государственных внебюджетных фондов, формируемых за счет средств работодателей, во втором — пенсионное страхование проводится страховыми компаниями или негосударственными страховыми фондами (НПФ) за счет средств граждан или их работодателей как дополнение к гарантированному государством уровню пенсионного обеспечения.

Актуальность развития системы дополнительного пенсионного страхования вызвана необходимостью решения проблем своевременных выплат минимально гарантированных государством пенсий, а также сохранения достигнутого уровня благосостояния при выходе на пенсию. Основными причинами кризиса государственной системы пенсионного обеспечения являются:

постоянное недофинансирование в связи с действующим принципом выплаты пенсий нынешним пенсионерам за счет сегодняшнего работающего населения, а не за счет накопления средств в течение трудового стажа работника;

старение населения страны и возрастание продолжительности жизни населения: по статистическим данным на одного пенсионера приходится один работающий, что не позволяет не только использовать накопление средств государственного внебюджетного фонда (ПФР), но и проводить постоянное субсидирование его за счет средств бюджета для перекрытия возникающей разницы в виде необходимого объема пенсий и реально формируемого.

Одним из вариантов решения перечисленных проблем является дополнительное пенсионное обеспечение в виде создания системы комплексного пенсионного страхования.

Два уровня системы — социальная и трудовая пенсия — обеспечиваются государством . При этом государство обеспечивает соблюдение установленных законодательством обязательных минимальных социальных гарантий.

Третий уровень представлен системой негосударственного пенсионного обеспечения.

Система негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя банки, страховые компании, пенсионные кассы предприятий и пенсионные фонды. В реализации дополнительного пенсионного обеспечения возможны различные варианты.

Первый из них — сам работник или его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании, дающий право на пожизненную ренту. Второй — открытие персональных пенсионных счетов в коммерческих банках.

Третий — участие в негосударственных пенсионных фондах.

Дополнительное пенсионное страхование в настоящее время осуществляется двумя отдельными институтами — страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. При наличии особенностей в организации и технологии пенсионного страхования существуют некоторые общие условия проведения данного вида страхования.

Пенсионное страхование, как любое страхование жизни, связано с долгосрочностью договора и дожитием (смертью) застрахованного лица до определенного возраста, установленного договором.

Страховым событием является достижение застрахованным лицом пенсионного возраста.

Однако договор страхования дополнительной пенсии может также включать другие виды рисков, например, от несчастного случая и на случай смерти.

Договор пенсионного страхования может быть заключен как с гражданами (физическими лицами), так и с юридическими лицами.

Причем в последнем случае заключение договора страхования может быть одним из условий коллективного трудового договора или являться дополнительным стимулом для поощрения работников.

Максимальный возраст застрахованного лица в момент заключения договора страхования для женщин обычно ограничен 54 годами, а для мужчин — 59 годами, т.е. за год до наступления пенсионного возраста.

Страховая сумма устанавливается в договоре страхования в размере периодических страховых выплат, т.е. текущих выплат, аннуитетов или пенсий.

Страховая премия. Страховая премия может быть внесена либо периодическими платежами, либо единовременно. При рассроченной форме уплаты взносов может быть установлена их индексация для того, чтобы страховщик и страхователь корректировали величину взаимных обязательств с учетом действительной стоимости страхового обязательства.

Выплата пенсии. Размер пенсии, получаемой застрахованным лицом, зависит от:

размера внесенных страхователем взносов;

количества лет, прошедших от момента заключения договора страхования (и внесения первого взноса) до начала пенсионных выплат: чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и тем выше может быть размер полученной пенсии при прочих равных условиях;

• возраста и пола застрахованного лица: это обстоятельство влияет на размер пенсии, так как оно связано с продолжительностью жизни застрахованного лица и, следовательно, определяет продолжительность периода выплат пенсий и необходимый для этого страховой фонд.

Условиями страхования может быть предусмотрено участие застрахованного лица в прибыли, получаемой страховщиком в результате инвестирования страховых взносов. В этом случае страховая выплата увеличивается на размер выплаты, связанной с участием в прибыли страховщика.

Выплата дополнительной пенсии может происходить в течение определенного периода времени или пожизненно.

Если застрахованное лицо умерло, дожив до пенсионного возраста, но не успев получить ни одной выплаты, то обычно условиями страхования предусматривается выплата выгодоприобретателю (либо наследникам) суммы в размере определенного количества пенсий.

Институтом страхования, специально созданным для проведения дополнительного пенсионного страхования, является негосудар-ственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда. Деятельность НФП включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В настоящее время деятельность НПФ в России регламен-тируется рядом специальных нормативных актов . Основное значение НПФ заключается в дополнении системы государственного пенсионного обеспечения граждан и долгосрочном аккумулировании и инвестировании значительных финансовых средств.

В систему НПФ входят:

вкладчики (участники) ;

— НПФ;

управляющие компании (или компании по управлению активами пенсионных фондов — КУАПФ). НПФ осуществляют размещение пенсионных резервов через КУАПФ с целью получения дохода от их инвестирования по договорам доверительного управления.

КУАПФ несут имуществен- ную ответственность за сохранение активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности.

Таким образом, НПФ — это структура, которая принимает взносы, по сути дела, в траст (доверительное управление), старается максимально выгодно разместить их и по истечении определенного срока начинает выплачивать гражданам дополнительные пенсии;

инспекция НПФ РФ. Контроль за деятельностью НПФ осуществляет Инспекция НПФ РФ при Министерстве труда Правительства РФ, в функции которой входят регистрация и лицензирование деятельности НПФ, контроль за обеспечением обязательств фондов, обобщение практики их дея-тельности;

межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФ;

ассоциация фондов;

другие организации, необходимые для обеспечения нормального функционирования этой системы.

По принципу организации НПФ можно классифицировать на :

корпоративные (отраслевые). Корпоративные пенсионные фонды создаются с согласия и при участии администрации предприятия (отрасли) и/или профсоюза, их основная задача — обеспечение работников предприятия дополнительной пенсией. При этом администрация (профсоюз, трудовой коллектив) получает действенный инструмент кадровой политики.

Предприятие отчисляет в НПФ определенный размер взносов за работника. Работники также имеют возможность отчислять часть своего дохода в пенсионный фонд. Порядок внесения взносов работодателями и работниками может определяться коллективным договором или индивидуальным контрактом. Участниками таких фондов могут быть и члены семей работников предприятия.

Гарантом выплаты накоплений в случае несостоятельности фонда является предприятие;

региональные (межрегиональные). Участниками фонда могут быть любые физические лица. Региональный пенсионный фонд ориентируется на работу с индивидуальными вкладчиками, с населением. Фонд может также заключать и коллективные договоры дополнительного пенсионного обеспечения (оптимальное количество работающих на которых не превышает 300 человек);

специализированные, которые предполагают кроме денежных выплат дополнительные услуги пенсионерам: патронажные услуги, льготное медицинское обслуживание, ритуальные услуги и др.

Основным элементом организации дополнительного пенсионного обеспечения являются пенсионные схемы, основные характеристики которых описываются в правилах фонда и включаются в договоры дополнительного пенсионного обеспечения, заключаемые между фондом и участником. Коллективный договор о дополнительном пенсионном обеспечении работников предприятия заключается с юридическим лицом, индивидуаль- ный — с физическим лицом. Каждый НПФ предлагает, как правило, несколько десятков пенсионных схем.

Анализ правил фонда и договоров дополнительного пенсионного обеспечения позволяет разделить пенсионные схемы на две группы (рис. 4.4):

солидарные пенсионные схемы, использующие принцип пере-распределения средств между поколениями в рамках предприятия или отрасли;

накопительные пенсионные схемы, использующие принцип полного предварительного фондирования пенсионных выплат.

Накопительные схемы можно разделить на три подгруппы:

сберегательные пенсионные схемы с возможностью наследования пенсионных накоплений в случае смерти участника до окончания срока действия договора;

страховые пенсионные схемы с перераспределением ответственности между участниками фонда;

смешанные пенсионные схемы, предусматривающие сберегательную схему на этапе накопления и страховую — на этапе выплат.

Наиболее приемлемой для России пока является накопительная схема, т.е. с установленными размерами выплат. Размер и виды пенсионных выплат определяются исходя из размера пенсионных накоплений на момент оформления дополнительной пенсии.

90% НПФ предлагают схемы с установленными размерами взносов, в которых основной риск достаточного уровня пенсионного обеспечения (инфляция) переносится с работодателя на вкладчика (участника).

При наступлении пенсионного возраста (или других случаев согласно договора) участник фонда получает пенсионные выплаты в соответствии с размером накоплений на персональном счете (пенсионные взносы и инвестиционный доход, за счет операций КУАПФ).

Схемы с установленными размерами выплат предлагаются гораздо реже, так как основной риск таких схем приходится на фонд или работодателя. По таким схемам в момент заключения договора определяют фиксированный размер будущей пенсии.

При этом принципы и порядок определения размера пенсионных взносов устанавливаются фондом в зависимости от установленного размера пенсий, продолжительности внесения пенсионных взносов, инвестиционной политики, оценки экономической и демографической ситуации в стране или регионе инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся актуарные расчеты баланса пенсионных взносов и выплат. В любом случае участнику фонда при наступлении соответствующего возраста гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в договоре.?

Рис. 4.4. Классификация пенсионных схем

Виды пенсионных выплат определяются участником самостоятельно. Основные виды выплат:

пожизненная пенсия. Как правило, не предполагает наследования пенсионной суммы в случае смерти участника фонда. Но возможны варианты, когда переживший супруг частично наследует сумму пенсионных выплат. Пенсионные выплаты до исчерпания накоплений на персональном счете участника — остаток суммы в случае смерти участника также подлежит наследованию;

единовременная пенсия. По окончании срока договора выплачивается вся сумма, накопленная на персональном счете.

срочная пенсия. Пенсионные выплаты производятся в течение оговоренного ряда лет; остаток пенсионной суммы в случае смерти участника до окончания срока выплат выплачивается наследникам единовременно или в виде пенсии;

другие виды. Например, единовременная выплата части пенсионных накоплений (как правило, не выше 40%) и последующая выплата по любой из первых схем.

Источник: https://all-sci.net/strahovanie_762/negosudarstvennoe-pensionnoe-strahovanie16759.html

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

Дополнительное пенсионное страхование в рф

  1. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет  в бухгалтерию заявление.  Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

ВАЖНО! Собственные средства застрахованного лица – участника Программы софинансирования, направленные им самостоятельно или через своего работодателя на формирование пенсионных накоплений подлежат государственному софинансированию.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники  Программы государственного софинансирования)  и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу  работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

  • он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;
  • суммы взносов работодателя  включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

  • взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160;
  • ДСВ  (согласно представленному работником в бухгалтерию работодателя  заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160.

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.

Источник: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/dop_vznosi_rabbot/

ТропаЗакона
Добавить комментарий