Как оспорить решение налоговой инспекции

Обжалование решений налоговой службы

Как оспорить решение налоговой инспекции

Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В случае, когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных данным Кодексом или другими Законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.

Жалоба подается контролирующему органу высшего уровня в письменной форме (и, в случае необходимости, — с должным образом засвидетельствованными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44  Кодекса) в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые службы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона).

Жалобы на решения государственных налоговых служб в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона) подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных данным Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным Законом.

Налогоплательщик одновременно с представлением жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан в письменном виде уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

В случае, когда контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.

В случае нарушения налогоплательщиком установленных требований (пунктов 56.3 и 56.6 НК) поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возвращения.

Контролирующий орган, который рассматривает жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивируемое решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика свыше 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом налогоплательщика до окончания срока.

Если мотивируемое решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика со дня, следующего за последним днем отмеченных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до окончания 20-дневного срока.

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.

Если в соответствии с Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, наступающих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.

В случае, когда последний день сроков, отмеченных в этой статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, наступающий за выходным или праздничным днем.

Сроки представления жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102  Кодекса.

Жалоба, поданная с соблюдением сроков,  останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня представления такой жалобы контролирующему органу до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение отмеченного срока налоговые требования по налогу, который обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства, которая обжалуется, считается несогласованной.

Днем представления жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, которая отмечена отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для представления жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в отмеченный срок;

днем получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;

днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела;

днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением об рассрочке, отсрочке налоговых обязательств, которые обжаловались.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.

С учетом сроков давности, определенных статьей 102 данного Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

Решения контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

В случае, когда до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, который наступает за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.

Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

В случае если норма данного Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, или если нормы разных Законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

Если налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в административном порядке в контролирующих органах ит/или в суде, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения в виде уклонения от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом. Это правило не распространяется на случаи, когда такое сообщение о подозрении базируется не только на решении контролирующего органа, но и подтверждается дополнительно собранными доказательствами в соответствии с требованиями уголовного процессуального законодательства Украины.

Начало досудебного расследования относительно налогоплательщика или сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для остановки производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в пределах процедуры апелляционного согласования.

Статья  НКНазвание статьиСмотреть
Статья 54Определение сумм налоговых и денежных обязательств
Статья 55Отмена решений контролирующих органов
Статья 56Обжалование решений контролирующих органов
Статья 57Сроки уплаты налогового обязательства
Статья 58Налоговое уведомление-решение
Статья 59Налоговое требование
Статья 60Отзыв налогового уведомления-решения и налогового требования

Источник: https://minfin.com.ua/taxes/-/tax_apel.html

Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк

Как оспорить решение налоговой инспекции

Как оспорить решение налоговой

Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.

Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).

Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:

  • с начисленным налогом;
  • с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
  • с применением штрафов и пени к предприятию.

Если налоговая служба, по мнению бизнесмена, бездействовала и тем самым нарушила его права, он также имеет право составить жалобу. Например, если ФНС нарушила срок возврата излишков после уплаты налога.

У предпринимателя есть один год для подачи жалобы, начиная со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если бизнесмен опоздал с подачей жалобы по уважительной причине, например по состоянию здоровья, то УФНС может продлить срок.

Предприниматель имеет право передумать и отозвать жалобу, но подать её повторно по тем же основаниям уже будет нельзя.

В бумажном виде жалобу можно принести в ФНС или отправить почтой, а в электронном — через ЭДО (оператора электронного документооборота) или личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.

В жалобе на налоговую инспекцию нужно указать следующее:

  • наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • наименование ИФНС, которая нарушила права предпринимателя;
  • сведения о том, что именно хочет обжаловать налогоплательщик, например неправомерно выписанный штраф или другой акт;
  • основания, по которым предприниматель считает, что его права нарушили (ссылки на законодательство);
  • требования — то, чего хочет добиться налогоплательщик, к примеру отмены штрафа и возмещения морального вреда;
  • желаемый способ получить решение УФНС: в бумажном виде, в электронном или в личном кабинете на nalog.ru.

Укажите также свой номер телефона и адрес электронной почты, чтобы сотрудники ФНС могли с вами связаться.

И приложите к жалобе документы, которые, по вашему мнению, подтверждают обоснованность заявления.

Жалобу будет рассматривать управление ФНС региона, к которому относится налоговая инспекция, нарушившая права бизнесмена. Например, если ваша инспекция находится в Адмиралтейском районе Петербурга, заявление попадёт в УФНС по Санкт-Петербургу — указывайте в качестве адресата именно его.

Жалобу нужно отдать в «свою» налоговую, а оттуда в течение 3 рабочих дней её передадут в управление.

У инспекции есть также 3 рабочих дня, чтобы устранить указанные в жалобе нарушения и отчитаться о них перед управлением. В этом случае жалобу предпринимателя не рассмотрят.

Первое нарушение за расчёты без ККТ — штраф от 75 до 100 % от суммы расчёта без ККТ, минимум 30 тысяч рублей.

Налоговая обязана рассмотреть жалобу в течение месяца после подачи. По итогам рассмотрения предприниматель получит уведомление либо о принятом решении, либо о том, что рассмотрение продлили на срок не более месяца (в ряде случаев не более 15 дней).

УФНС может признать нарушения со стороны инспекции, а может оставить жалобу без удовлетворения. Предприниматель имеет право обжаловать любое решение налоговой, подав апелляционную жалобу

П. 3 ст. 140 НК РФ

П. 1 ст. 138 НК РФ

УФНС может оставить жалобу без рассмотрения в следующих случаях:

  • предприниматель не указал, как именно нарушены его права, или не подписал заявление;
  • допустимый срок подачи жалобы истёк или она уже подавалась ранее на тех же основаниях;
  • налоговая инспекция устранила нарушения, указанные в заявлении, до того как УФНС приняло решение.

Если предприниматель не согласен с решением УФНС, он может подать апелляционную жалобу. Требования к ней такие же, как и к первому заявлению.

Подавать апелляцию в УФНС нужно тоже через «свою» налоговую. За месяц в управлении примут решение, и налогоплательщик узнает о нём (или о продлении рассмотрения) в течение 3 дней.

Если предприниматель не согласен с новым решением УФНС, он может в течение 3 месяцев обратиться в арбитражный суд в том же населённом пункте, где находится налоговый орган. При наличии уважительной причины суд продлит срок подачи.

Ст. 35 АПК РФ

П. 4 ст. 198 АПК РФ

В заявлении нужно указать наименование организации, предмет обжалования (акт налоговой инспекции), ссылки на законодательную базу, основания, по которым нарушены права, и требования.

К заявлению нужно приложить документы, указанные в статье 126 АПК РФ.

Источник: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-obzhalovat-reshenie-nalogovogo-organa/

Как обжаловать решение по налоговой проверке

Как оспорить решение налоговой инспекции

Егор Крючков, руководитель департамента «Налоги и Право» юридической фирмы «Интеллектуальный Капитал»

Последствия вступления решения в силу

Решение о привлечении к ответственности (подп. 1 п. 7 ст.

101 НК РФ), как и решение об отказе в привлечении к ответственности, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику, в отношении которого была проведена проверка (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Аналогичный срок вступления в силу предусмотрен и для решений, принятых в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае срок определяется с момента вручения решения участнику консолидированной группы.

Если инспекция не имеет возможности вручить решение налогоплательщику, то оно направляется по почте заказным письмом. Данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах пяти дней со дня вынесения решения. (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Датой вручения решения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Компании не стоит каким-либо образом уклоняться от получения решения по налоговой проверке. Поскольку это может привести к негативным последствиям в виде пропуска срока, установленного для апелляционного обжалования.

В случае обжалования решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. А также в необжалованной части со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.

2 НК РФ).

Рассмотрим последствия вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Выявив предполагаемую недоимку, инспекция выставляет требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование направляется в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть вручено налогоплательщику лично, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). При этом у компании есть восемь рабочих дней, чтобы исполнить требование в добровольном порядке.

Однако инспекторы могут установить и более длительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неисполнения требования фискалы имеют право взыскать недоимку, пени и штрафы в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ). Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Пропустив этот срок, инспекторы смогут взыскать задолженность только в судебном порядке (подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, после вступления решения в силу и вручения требования инспекция вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение решения. Наиболее негативные из них — приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Досудебное обжалование решения по налоговой проверке

Очевидно, что вступившее в силу решение о привлечении к ответственности несет достаточное количество негативных последствий вплоть до временной приостановки деятельности организации.

Возникает вопрос: что делать компании после вынесения решения? Здесь есть два варианта действий. Если налогоплательщик согласен с претензиями контролеров, то лучше незамедлительно уплатить недоимку, пени и штрафы.

Не стоит дожидаться выставления требования об уплате налога. Поскольку это чревато описанными выше последствиями.

Если компания не согласна с доначислениями, то необходимо обжаловать решение в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Если с первым вариантом действий все понятно, то обжалование решения вызывает вопросы. Прежде всего определимся с основными вариантами обжалования: досудебное обжалование не вступившего в силу решения, досудебное и судебное обжалование вступившего в силу решения.

Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности обжалуется путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы. Эту жалобу можно подать до дня вступления в силу решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Решения, обжалованные путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы, вступают в силу в момент принятия вышестоящей инспекцией решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ). Это означает, что во время рассмотрения жалобы фискалы не имеют права выставлять требование об уплате налога.

И, соответственно, применять какие-либо обеспечительные меры.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший решение. Инспекция, решение которой обжалуется, в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139.

1 НК РФ). Органами, в полномочия которых входит рассмотрение апелляционных жалоб, выступают УФНС по субъекту РФ и ФНС России (приложение № 5 к приказу Минфина России от 17.07.

14 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах ФНС»).

Апелляционные жалобы на решения УФНС по субъекту РФ, межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам рассматриваются ФНС России.

Апелляционные жалобы на решения территориальных инспекций ФНС России рассматриваются УФНС по субъектам РФ.

При представлении жалобы компании стоит проконтролировать процесс ее отправки в вышестоящую инспекцию, узнать входящий номер. В этом случае компания сможет получать информацию о рассмотрении жалобы.

Вышестоящий орган рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен для получения документов от нижестоящих инспекций, но не более чем на один месяц. В то время, пока рассматривается апелляционная жалоба, решение инспекции не считается вступившим в силу.

Жалоба на вступившее в силу решение

Порядок обжалования вступившего в силу решения по налоговой проверке во многом схож с описанным выше. Однако есть и отличия.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности может быть подана в течение одного года с момента его вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Эта жалоба также подается через налоговый орган, принявший решение, и направляется в инспекцию в течение трех дней с момента получения.

Основным отличием является то, что обжалование уже вступившего в силу решения не приостанавливает действия самого решения (п. 5 ст. 138 НК РФ). Это означает, что инспекция, несмотря на наличие жалобы, может выставить требование об уплате недоимки. При этом проверяющие имеют право применить обеспечительные меры и взыскивать с компании доначисления.

Однако есть способ избежать негативных последствий. Компания имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган с заявлением о приостановлении действия обжалуемого решения.

Главное, чтобы имелись достаточные основания полагать, что такое решение не соответствует действующему законодательству (абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ). К сожалению, Налоговый кодекс не содержит четкого порядка рассмотрения такого заявления и вынесения решения по нему.

Это может существенно усложнить обжалование решения о приостановлении действия решения по проверке.

Стоит обратить внимание, что существует возможность обжалования принятого вышестоящей инспекцией решения в ФНС России. Такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Судебное обжалование решения по наловой проверке

Исчисление срока для обращения в суд.

Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение о привлечении к ответственности в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010).

Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок для обращения в суд в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст.

100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.

13 № 153 ФЗ.

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд.

Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке.

Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Заявление о принятии обеспечительных мер. Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ).

При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество.

Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит (или сделает невозможным) исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение.

Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании.

В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83).

В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК РФ).

Пропущенный срок можно попытаться восстановить

На практике нередко возникают ситуации, когда срок досудебного обжалования решения по налоговой проверке уже пропущен.

Есть ли какие-то перспективы для налогоплательщика? В случае несоблюдения досудебного порядка обжалования суд имеет право оставить заявление компании без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ). Очевидно, что досудебный порядок обжалования является обязательным.

Эта позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57, определение ВС РФ от 20.04.15 № 305-КГ15-2582).

Источник: http://www.nalogplan.ru/article/3864-kak-objalovat-reshenie-po-nalogovoy-proverke-v-vyshestoyashchey-inspektsii-i-v-sude

Как успешно оспорить действия налоговиков

Как оспорить решение налоговой инспекции

Из-за кризиса налоговики будут все требовательнее к бизнесу

из личного архива

Из-за кризиса налоговики будут все требовательнее к бизнесу. Между тем по статистике в 40% случаев их действия можно успешно оспорить. Вот как правильно это делать.

​Постарайтесь решить вопрос без суда

Нет, это не то, о чем вы могли подумать. Дело в том, что сейчас по всему миру активно развивается система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. В Европе и США досудебное обжалование работает уже давно. Теперь до немецких и английских судов доходит не больше 10% всех споров с налоговиками. В США 85% конфликтов разрешаются «полюбовно».

С начала прошлого года выбора нет и у российских налогоплательщиков: каждый, кто хочет оспорить решение налоговой, должен попытаться сделать это в вышестоящей налоговой инспекции, прежде чем идти в суд.

Система налоговых органов России не такая сложная, как может показаться на первый взгляд. Если решение вынесла районная или межрайонная инспекция, то оспаривать его нужно в управлении ФНС по региону.

Если вас «обидела» межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам или УФНС по субъекту, то жаловаться нужно в ФНС России.

Из такой «навязанной» процедуры можно извлечь много плюсов. Во-первых, жалоба рассматривается быстро. Согласно Налоговому кодексу, это должно занять не больше двух месяцев. Во-вторых, это дешевле, чем идти в суд (не надо платить госпошлину). Суд​​ебных заседаний нет, поэтому гонорар юриста будет значительно меньше.

В-третьих, если вам доначислили налог, то налоговая не сможет сразу же принудительно его взыскать. Если вам удастся оспорить это решение, то возвращать излишне уплаченные в бюджет средства не придется. Минусы, конечно, тоже есть (заочное рассмотрение жалоб), но вышестоящий налоговый орган не может ухудшить положение налогоплательщика.

В Москве, по статистике, пока только 16% споров с налоговыми органами удается решить до суда.

Порядок действий

Главное — не опоздать с подачей жалобы. Если вас привлекли к налоговой ответственности, то у вас есть месяц, чтобы подать жалобу. Срок начинает течь с момента, когда вы получили решение налоговой.

Учите, что этот срок восстановить нельзя. Так что если вы не успеваете отвезти документы в налоговую, то отправьте документы по почте.

Дата на штемпеле не должна быть позднее, чем последний день срока обжалования.

Помните: даже если вы не верите, что вышестоящая налоговая отменит решение нижестоящей, жалобу подавать все равно надо. Если вы не обжалуете решение, то и в суд обратиться не сможете.

Обязательно указывайте в жалобе все эпизоды, с которыми вы не согласны. Если вам не удастся разойтись с налоговой мирно, то в суде вы сможете спорить с ней только по тем основаниям, которые указывали в жалобе.

Сила убеждения

В жалобе нужно указать ваши реквизиты, сведения о решении, которое вы обжалуете, кто его принял. Доводы, почему вы считаете, что решение незаконно, и чего вы хотите от вышестоящей налоговой. Больше ничего писать и предоставлять вы не обязаны, но мы рекомендуем приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.

Лучше приложить максимальное количество документов, подтверждающих вашу правоту. Отправьте в налоговую не только первичные документы (счета, акты и проч.), но и отчетность. Не поленитесь и найдите письма ФНС и Минфина, которые подтверждали бы вашу позицию, а не инспекции.

Поищите судебную практику и постарайтесь убедить орган в том, что, если он не отменит решение, то это рано или поздно сделает суд.

Работа это непростая, нужно детально разобраться во всех тонкостях и написать жалобу так, чтобы бумага убедила налоговую в вашей правоте. Неправильное досудебное обжалование может существенно снизить ваши шансы в суде, поэтому лучше для этого нанять юриста.

Так, наиболее распространенные ошибки налогоплательщиков, которые мы встречали в своей практике, — обжалование решения налоговой в части (что впоследствии исключает возможность обжалование решения полностью) или непредставление всех необходимых документов (может возникнуть ситуация, когда юристу придется объяснять, почему налогоплательщик не мог представить их при досудебном обжаловании).

В случае из нашей практики налоговая не только не хотела возвращать нашему клиенту (крупной компании в сфере строительства) излишне уплаченный НДС, но и доначислила несколько сотен миллионов рублей сверху.

Мы представили в вышестоящий налоговый орган свой наглядный расчет задолженности по налогам. К нему мы приложили инкассовые поручения, отчет по проводкам и свои декларации. Налоговая согласилась с нашими доводами, снизила доначисления до 100 тыс.

руб. и вернула излишне уплаченное.

Идите в суд

Если вышестоящий орган не внял вашим доводам, а вы уверены в несправедливости решения, то придется начинать судебный спор. После того как вы получите решение вышестоящего налогового органа, у вас будет три месяца на подачу заявления.

Каждый налоговый спор индивидуален, но наиболее общие рекомендации все же можно выделить. Это все те же письма ФНС и Минфина вкупе с судебной практикой. Обязательно ссылайтесь на них, особенно в суде первой инстанции.

Для него решения вышестоящих судов имеют большой вес.

Не забывайте о принципах налогового права. Может показаться, что эти нормы имеют декларативный характер, но на самом деле они имеют большое значение. Наши суды начинают потихоньку отходить от бумажного формализма и все чаще обращают внимание на справедливость.

Например, 22 июля 2015 года Президиум Верховного суда встал на сторону москвички Игнатовой Е.С. в ее споре с налоговой. Гражданка купила права требования, а потом продала их другому физическому лицу. НДФЛ в размере 13% она посчитала с разницы между ценой продажи и покупки прав, иными словами — от прибыли.

Но налоговая посчитала, что 13% нужно считать от суммы, за которую она продала права. До этого суды подходили к вопросу формально, говоря, что налог у нас на доходы физических лиц, от продажи прав лицо получает доход, и вставали на сторону налоговой.

Налогоплательщикам нельзя было позавидовать, ведь продать права они могли и дешевле, чем купили, но налог все равно приходилось платить. Верховный суд разобрался в вопросе более тонко. Он признал, что спорный вопрос не был прямо урегулирован в НК, а в таком случае все сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.

Более того, он сказал, что старый подход судов не учитывал вопрос об экономической выгоде лица, которая и должна быть основой для уплаты налога.

Помните о том, что закон исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. Постарайтесь найти ошибки в действиях налоговой. У них большой объем работы. Вполне возможно, что они нарушили налоговое законодательство при проведении проверки.

Довольно часто суды встают на стороны налогоплательщиков, когда те доказывают, что налоговая превысила срок проверки, провела несколько проверок по одним и тем же основаниям, запрашивала документы, не относящиеся к предмету проверки.

Например, в 2013 году Арбитражный суд Ростовской области отменил решение налоговой инспекции о доначислении индивидуальному предпринимателю Ларисе ​Минаевой налога на 7,6 тыс. руб., а также пени и штрафов на 2,6 тыс. руб.

, потому что камеральная проверка, выявившая нарушения, была начата спустя 10 месяцев после предоставления Минаевой декларации, тогда как в законе установлен трехмесячный срок. Но не стоит рассчитывать на одни лишь формальные основания. Они могут быть хорошим дополнением к вашим аргументам о том, что налоги вы посчитали и уплатили верно.

И самое главное: не бойтесь спорить с налоговыми органами. Выигрывать у них не только можно, но и нужно. Юридическим лицам в 2015 году удалось отменить решение налогового органа примерно в 40% случаев.​

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Как это сделать», может не совпадать с мнением редакции.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2015/11/27/56bc8b4b9a7947299f72b83a

Как обжаловать решение налогового органа

Как оспорить решение налоговой инспекции

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

ТропаЗакона
Добавить комментарий