Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: http://www.garant.ru/article/692747/

Слышал, что государство дает малоимущим субсидии на улучшение жилищных условий. Как их получить?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

Меня зовут Дмитрий, я живу в Мытищах. Меня давно интересует вопрос о субсидии на улучшение жилищных условий для малоимущих семей.

Моя официальная зарплата — 10 тысяч рублей, у супруги — 17 тысяч рублей, у нас один ребенок трех лет и квартира 32 кв. м не в нашей собственности. Имеем ли мы право на получение такой субсидии? Какие вообще критерии для ее получения?

Спасибо,
Дмитрий

Расскажу, что из этого реально и каким требованиям надо соответствовать.

Если у вас нет своего жилья, неважно, сколько квадратных метров в квартире, где вы живете, — вы все равно считаетесь нуждающимися.

Жилье есть, но на всех не хватает. Если у кого-то из членов семьи есть жилые помещения, но на одного человека приходится меньше квадратных метров, чем установлено муниципалитетом, все они нуждаются в жилье. Используется специальный показатель — учетная норма. Он свой для каждого муниципального образования.

В семье есть тяжелобольной. Нуждающимися признают семьи, один из членов которых страдает тяжелой формой хронического заболевания.

Настолько тяжелой, что совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Тут есть особые условия: в квартире должно жить несколько семей, не должно быть другого жилья.

Перечень заболеваний определяет правительство, там реально тяжелые случаи. Туберкулез, например.

Две последние ситуации — экстраординарные, рассматривать их я сейчас не буду. Остановлюсь на том, что близко каждому: нет своего жилья либо жилье есть, но на всех не хватает.

Вы пишете, что живете в небольшой квартире, но она не в вашей собственности. Я не знаю, есть ли у вас другие квартиры или дома. Видимо, нет. В таком случае вам нужно вставать на учет просто на том основании, что у вас нет своего жилья в собственности или по договору соцнайма.

Если вы прописаны у родителей, будут дополнительные сложности. Администрация может установить состав семьи по прописке и учесть квартиры, которыми владеют ваши родители. Вам нужно будет доказать, что фактически вы живете отдельно и у вас своя семья. Можно использовать договоры о найме квартиры, показания свидетелей, квитанции об оплате коммунальных услуг.

Федеральная программа действует в связке с региональными и муниципальными. В Московской области это государственная программа «Жилище» на 2017—2027 годы. В Мытищах есть своя муниципальная программа — «Жилище городского округа Мытищи» на 2017—2021 годы.

По госпрограмме государство может оплатить молодой семье 30% от стоимости квартиры или дома. Семьям с детьми — 35%. В регионах могут быть дополнительные выплаты: например, если рождается еще один ребенок.

Критерии для участия в программе:

  1. И вы, и супруга младше 36 лет.
  2. Вы признаны нуждающимися в жилом помещении.
  3. Вы можете оплатить основную часть жилья.

Как подать документы на программу и что вас ждет дальше, мы писали в статье «Как оформить документы для субсидии по программе “Молодая семья”?».

Расскажу о том, как подтвердить, что у вас достаточно денег, чтобы оплатить стоимость дома или квартиры сверх субсидии.

У участника госпрограммы должны быть доходы, позволяющие взять ипотеку, либо достаточная сумма накоплений. Для семьи из трех человек, которая живет в Мытищах, это минимум 2 млн рублей. Это очень примерный расчет.

Государство считает размер субсидии исходя из расчетной стоимости квартиры. Она определяется по двум нормативам: норме предоставления и нормативу стоимости квадратного метра. Норма предоставления по госпрограмме для семьи из трех человек — 18 кв. м на каждого. Общая расчетная площадь квартиры будет 54 кв. м.

Норматив стоимости квадратного метра в Мытищах — 57 748 рублей. Умножим и округлим: расчетная стоимость квартиры — около 3 млн рублей. Государство оплатит 35% от этой стоимости, то есть около миллиона рублей. Остальную часть стоимости квартиры семье нужно будет заплатить самой — это 2 млн рублей.

На самом деле квартира может стоить дороже, тогда семье нужно накопить больше денег. Размер социальной выплаты от этого не изменится, он считается по нормативам.

Платежеспособность можно подтвердить справкой с работы, выпиской по счету, справкой от банка и не только.

Порядок подтверждения доходов устанавливают субъекты РФ. Единого федерального порядка нет.

Порядок, действующий в Московской области, позволяет подтвердить доходы:

  1. справкой об одобрении кредита на определенную сумму;
  2. выпиской о наличии денежных средств на банковском счете;
  3. договором займа, заверенным у нотариуса;
  4. отчетами оценщиков о стоимости принадлежащих вам машин и земельных участков;
  5. копией государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, если рождается второй ребенок.

А вот, например, в Саратовской области молодые семьи могут подтвердить постоянный доход не только справками от работодателей, но и копиями деклараций по НДФЛ, ЕНВД, УСН. В разных регионах по-разному, проверяйте.

Вы можете приложить к заявлению один документ, два или все сразу. Если официальный доход небольшой, налоговые декларации вам не помогут.

Прикладывайте выписки по банковскому счету, справку об одобрении кредита на определенную сумму, отчеты об оценке имущества. Как именно вы будете доказывать платежеспособность, зависит от региона, в котором вы живете.

Уточняйте это в своей администрации. Главное — убедить чиновников, что вы сможете оплатить стоимость жилья сверх субсидии.

Если все документы устроят администрацию, вас включат в список молодых семей — участниц госпрограммы. Стоять в очереди можно долго, но шанс получить поддержку от государства есть. Вот данные по Московской области:

  1. В 2016 году поддержку по этой программе получила 341 семья.
  2. В 2017 — 313 семей.
  3. В 2018 — 429 семей только с января по июнь.

Если вам или супруге уже исполнилось 36 лет, под госпрограмму вы не попадете. Просто так малоимущим государство не дает субсидий на приобретение жилья. Зато им выдают квартиры по соцнайму. Это не собственность, но жить можно. Квартиры дают в порядке очереди, ждать нужно долго.

Здесь можно руководствоваться принципом: нужно заявлять о своем праве. Если встать на учет, когда-нибудь очередь может до вас дойти. Если не встать — не дойдет никогда.

ћр

Муниципалитет учитывает весь доход членов семьи, а также все принадлежащее им имущество. Включая машины. По смыслу региональных законов малоимущими признают тех, кто не может накопить на свое жилье или взять квартиру в ипотеку. При расчете учитывается региональный прожиточный минимум и стоимость квадратного метра в муниципальном образовании. В каждом регионе правила свои.

Вы пишете, что ваш средний доход — 10 тысяч рублей, у вашей супруги — 17 тысяч рублей, в семье двое взрослых и один ребенок. Значит, совокупный доход семьи — 27 тысяч рублей.

Вычитаем прожиточный минимум в Московской области за 3 квартал 2018 года: 13 496 рублей для взрослых, 11 925 рублей для детей. Всего 38 917 рублей. Получаем отрицательную величину.

Если у вас нет иного заработка, машин, земельных участков и квартиры, вы попадаете в категорию малоимущих и можете вставать на жилищный учет.

Вы можете получить субсидию на покупку квартиры от государства, если подходите по возрасту. В вашем случае размер субсидии — 35% от расчетной стоимости квартиры. Низкий официальный доход — это минус, но вы можете подтвердить платежеспособность другим способом.

Я думаю, нужно пробовать и подавать заявление на участие в программе. К тому же обратиться в администрацию можно бесплатно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/low-income/

Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

В соответствии с Законом Санкт — Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт — Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:

1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»;

2) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

3) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга;

4) они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Куда обращаться:

Многофункциональные центры Санкт-Петербурга.

Документы, необходимые для признания граждан нуждающимися в в содействии в улучшении жилищных условий

  1.  Заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
  2. Справки о прописке и характеристики жилой площади (Ф9,Ф7), подтверждающие проживание заявителя и членов семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах  и  т.д., в том числе, проживающих в области). Если члены семьи прибыли из другого города, представить архивную  справку о регистрации (Ф9, Ф7) и справку Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с  того населенного пункта откуда прибыли, об отсутствии либо наличии собственности.
  3. Если один из супругов проживает по другому адресу, представить справку о регистрации и характеристики жилой площади (Ф9, Ф7)  с места регистрации (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах  и  т.д.).
  4. Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака (при наличии брачных отношений), свидетельство о рождении заявителя и всех членов семьи, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
  5. При наличии льгот: льготные удостоверения, справки об инвалидности.
  6. Паспорта всех членов семьи граждан Российской Федерации, вкладыш гражданства Российской Федерации на детей (при наличии).

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/zhilishnaya-sfera/informaciya-o-postanovke-na-uchet-v-zhilishnom-otdele/osnovaniya-postanovki-na-uchet-v-kachestve-nuzhdayushihsya/

Какие категории граждан относятся к нуждающимся в улучшении жилищных условий

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

В России действует много государственных социальных программ по поддержке различных слоев населения.

В их число входит и ряд программ, которые призваны обеспечить жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В разных регионах нашей страны порядок получения данного статуса имеет свои особенности.

Но в целом он регулируется отечественным законодательством, в главной степени Жилищным Кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), а также различными федеральными и региональными законами, президентскими указами и правительственными постановлениями.

Законодательный аспект вопроса

Граждане, проживающие в условиях, не соответствующих нормам, могут получить поддержку от государства двумя способами: в виде денежного пособия или собственно нового жилья, удовлетворяющего нормативам жилищного обеспечения.

И в том, и в другом случае вначале надо приобрести статус этого самого нуждающегося, чтобы обеспечить себе место в очереди на получение государственной помощи.

Согласно ЖК РФ при обеспечении жилищной площадью используется несколько видов норм:

  1. Норма предоставления – минимальная величина, которая используется для определения площади жилого помещения, передаваемого государством нуждающемуся гражданину в пользование. Документально оформленный процесс предоставления площади называется договором социального найма.
  2. Учетная норма – минимальная величина жилплощади, которая применяется для расчета степени обеспеченности граждан жилой площадью при постановке их на учет как нуждающихся в жилье.

Обе величины устанавливают органы местного самоуправления, руководствуясь различными факторами, в частности состоянием и структурой жилого фонда субъекта РФ, возможностями по его увеличению.

Поэтому эти нормы в разных регионах страны различаются и иногда в значительной степени.

Даже в пределах одного региона эти цифры могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от ряда факторов, в том числе и от вида занимаемой жилплощади – собственная квартира, частный дом или комната в коммунальной квартире.

Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв.

при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м.

Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.

Чтобы претендовать на получение от государства лучших условий для проживания, гражданин должен проживать на площади, по размеру меньшей, чем это положено по закону. Кроме того, ряду граждан предоставляется возможность получить жилье в первую очередь или без очереди. В их число входят люди, пользующиеся различными социальными льготами.

Кто может претендовать на данную господдержку

По факту улучшения условий проживания государство может предоставлять денежную помощь на приобретение жилья или собственно жилье. В качестве жилья может рассматриваться отдельная квартира, дополнительная комната или квадратные метры.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и встать на учет, вступив таким образом в очередь на получение субсидии или жилья, могут не все.

Согласно ЖК РФ эти граждане должны соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Человек может проживать в социальном жилище или быть собственником занимаемого помещения при условии, что размер жилой площади в расчете на одного человека меньше величины учетной нормы, принятой в данном регионе.
  2. Жилище, в котором человек проживает, не соответствует требованиям и нормативам жилищного законодательства.
  3. Человек может жить в социальном жилище или быть собственником занимаемого жилого помещения при условии проживания в нем нескольких семей или при наличии члена семьи с хроническим заболеванием в тяжелой форме (все заболевания перечисляются в Постановлении Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г.).
  4. Человек или его семья в целом должны относиться к категории малоимущих граждан.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основании как одного критерия, так и их совокупности.

Кроме того, чтобы иметь возможность получить данный статус, нужно иметь местную прописку и проживать в течение определенного времени по месту прописки. Срок при этом устанавливается муниципалитетами самостоятельно.

При наличии соответствующих льгот некоторым гражданам жилье предоставляется в первую очередь. К ним относятся:

  • дети, лишившиеся обоих родителей;
  • пострадавшие от последствий аварии на АЭС в Чернобыле и их ликвидации;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • государственные служащие, получившие должность прокурора.

Законодательством предусмотрено предоставление социального жилья вне очереди сразу после постановки на учет. Такую привилегию получают следующие лица:

  • специальные категории государственных служащих (например, судьи);
  • лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, не являющиеся членами семьи, но проживающей с ними на одной площади;
  • лица, помещенные на длительное стационарное лечение, впоследствии отказавшиеся от врачебной помощи и желающие иметь собственное жилье, но не имеющие возможности вернуть недвижимость, в которой жили до попадания в стационар.

Этот перечень можно пополнить рядом категорий лиц, установленных в качестве льготных, государственным законодательством и местными органами самоуправления.

Также рядом федеральных законов установлены категории граждан, которые имеют право на получение к имеющейся или получаемой от государства жилплощади определенное количество квадратных метров дополнительно. В их число входят:

  1. Люди с инвалидностью;
  2. Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
  3. Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
  4. Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
  5. Ученые, имеющие степень и др.

Определенные привилегии при получении социального жилья также имеют молодые, многодетные семьи, семьи военнослужащих, погибших при исполнении и семьи с детьми-инвалидами.

Порядок признания статуса

Чтобы встать на учет и получить место в очереди на получение социального жилья, прежде всего необходимо собрать комплект документов.

Состав этих документов не установлен законодательством, в каждом субъекте РФ муниципалитет самостоятельно принимает решение по этому вопросу. Некоторые данные орган, в котором осуществляется постановка на учет, запрашивает самостоятельно путем межведомственных запросов из соответствующих организаций.

Собранный комплект можно предоставить в местные органы администрации в соответствии с пропиской или в многофункциональный центр.

В некоторых случаях, установленных законодательством, становиться на учет можно и не по месту регистрации. При подаче бумаг гражданин заполняет специальное заявление с просьбой о принятии на учет.

Заявитель получает на руки расписку, где приведен перечень принятых от него и через межведомственные запросы документов с указанием подтвержденной даты предоставления.

Рассмотрение заявления длится не более 30 дней, отсчитанных от даты предоставления документов. Если заявление подается через многофункциональный центр, 30 дней отсчитываются с момента предоставления пакета документов в этот центр.

После принятия решения в течение трех дней заявитель уведомляется об этом в письменной форме. В положительном ответе заявителю сообщается присвоенный ему порядковый номер в очереди соискателей на улучшение жилья, в отрицательном – указываются обоснованные причины отказа. При несогласии с принятым решением заявитель может обратиться в суд для обжалования.

Порядок учета граждан, желающих получить улучшенное жилье, законодательно определяется каждым субъектом страны в отдельности.

Пакет документов

При желании встать в очередь на получение улучшенной жилой площади, нужно собрать достаточно объемный пакет документов:

  • паспорта всех членов семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • военные билеты, пенсионные удостоверения;
  • справка о количестве человек, занимающих жилплощадь;
  • справки о регистрации всех членов семьи;
  • медицинские документы, подтверждающие наличие тяжелого хронического заболевания или инвалидности;
  • уведомления от работодателей для работающих членов семьи и с места учебы для учащихся;
  • технический паспорт занимаемого жилища (выдается в БТИ);
  • санитарный паспорт занимаемого жильцами объекта (если имеется) и другие документы.

При проживании в жилище, полученном от работодателя, или в общежитии, дополнительно нужно подготовить:

  • трудовую книжку;
  • акт о признании жилья несоответствующим условиям проживания;
  • ходатайство работодателя о предоставлении улучшенных жилищных условий.

Для ускорения процесса оформления лучше заранее уточнить состав требуемых документов.

Многие российские граждане нуждаются в улучшении условий проживания и немногие имеют возможность самостоятельно реализовать эту потребность. Государство готово помочь им в этом. Пусть придется потратить много времени и сил, но желаемого результата добиться вполне реально.

О работе службы, отвечающей за учет граждан с неудовлетворительными условиями проживания, смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/nedvizhimost/nuzhdayushhiesia-v-uluchshenii-zhilishhnyx-uslovij.html

Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий: инструкция от R.TIGER

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2019 году: правила признания статуса

Каждый житель нашего государства имеет право на собственное жизненное пространство. Улучшить условия проживания вполне вероятно, если вы и члены вашей семьи будут признаны нуждающимися в совершенствовании жилищных условий.

Процедура подтверждения отмеченного статуса различается по регионам державы и содержит некоторые особенности. Первоочередно такой статус регламентируется Жилищным кодексом.

Кроме общепризнанных правил, содержащихся в ЖК РФ, действует ряд подзаконных актов всех уровней.

Советы юриста: Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

В целях приобретения жилой площади, согласно условиям соц.найма, человеку потребуется подтвердить положение малообеспеченного и нуждающегося в жилище.

Благосостояние (малоимущий или нет) рассчитывается с учетом всех источников дохода лица: основной заработок, наличие дачного участка, транспортное средство, непогашенный кредит — все будет учтено. Представителю среднего класса «записаться» в малообеспеченные не удастся.

По закону, выделяют и другие условия, которые позволяют поставить человека на учет в качестве нуждающегося в совершенствовании условий для жизни:

  • недостаточно по норме квадратуры всех жилых комнат на всех членов семьи;
  • размещение в опасном жилище, не отвечающем общеустановленным правилам санитарии, где отсутствуют удобства (жилище пребывает в обветшалом состоянии, подлежащем сносу или перестройки);
  • сожительство с серьезно заболевшим лицом, который страдает инфекционными и иными серьезными недугами, вследствие чего имеется колоссальный риск инфицирования;
  • сожительство в помещениях, смежных между собой, лиц, не пребывающих в родственных связях;
  • долгосрочное размещение в общежитие, когда особа не обучается или не осуществляет сезонную деятельность;
  • арендуемое жилье служит местом жительства несколько лет.

Подтвердив статус малообеспеченного, лицо вправе претендовать на выделение жилья по договору социального найма и размещение в списках для усовершенствования жилищных условий. Правило о выделении разных комнат детям разного пола после девятого года жизни остается в приоритете.

Кто нуждается в улучшении жилищных условий по закону

Законодательство РФ определяет категории персон, которые могут рассчитывать на получение жилплощади. При этом нужно учитывать требования, отмеченные в НПА.

Выделяют такие группы лиц:

  • малообеспеченные семьи;
  • лица, лишенные родительской опеки;
  • несовершеннолетние дети и дети-сироты, которые находятся на государственном обеспечении;
  • иностранцы и лица без гражданства, которые наделяются правом постановки на учет Жилищного фонда согласно с договоренностями, подписанными на мировом уровне;
  • участники БД, ветераны ВОВ и военные, получившие инвалидность, исполняя служебный долг;
  • военные, отправленные в запас по возрасту, прослужившие не менее 10 лет, а после кончины — ближайшие члены семейства;
  • уволенные из МВД, МЧС и иных специализированных служб;
  • семьи, где есть инвалиды I и II групп, а также нетрудоспособные, ликвидаторы последствий взрыва на ЧАЭС;
  • сотрудники гос.органов (служб спасения, правоохранители, прокуратура, работники суда и т.д.).

Этот список не является полным. Он может быть дополнен нормами законов федерального и регионального уровней. Так как прожиточный минимум, доходы и прочие показатели разнятся в городах и регионах нашей отчизны.

Если вы желаете быть владельцем государственной квартиры с чуть большей площадью, чем это установлено для каждого в норме, то вам необходимо всего лишь купить у владельца дополнительный метраж по среднерыночной стоимости.

Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий военнослужащего

Военный вправе полагаться на единовременную материальную выплату от державы на повышение качества жилплощади, если был признан нуждающимся, согласно законодательных норм и отслужил не менее десяти лет.

Законодательно обозначен конкретный список причин, признающих военного имеющим необходимость в повышении качества жилплощади:

  • аренда жилья долгое время, не имея другой жилплощади;
  • не располагает своим жильем;
  • владеет жильем, размеры которого меньше законодательно зафиксированных стандартов;
  • сожительство в одном жилище с семьями, в которых присутствуют тяжелобольные, что исключает сожительство;
  • сожительство в смежных комнатах с особами, не являющимися родственниками;
  • размещение в коммуналках либо служебной жилой площади;
  • существующая жилая площадь пребывает в состоянии, нарушающем санитарные условия и иные требования.

Для получения материальной выплаты нуждающемуся военному требуется посетить жилищную комиссию воинской части либо отдел местной администрации по месту несения службы, прихватив с собою следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт личный, в том числе и каждого члена его семьи. Для отпрысков младше 14 лет предоставляется копия свидетельства о рождении;
  • документ, констатирующий факт регистрации семейных отношений (при наличии);
  • копию финансово — лицевого счета с места проживания за минувшие 5 лет;
  • формулярный список и справка о несении воинской службы;
  • сведения о фактически прописанных людях;
  • копию бумаг, констатирующих право на дополнительную квадратуру;
  • в ситуациях предполагаемого освобождения от должности в связи с плохим состоянием здоровья, либо согласно плановых организационных мероприятий, справку с обозначением срока ожидаемого ухода со службы.

Отказ или одобрение по заявлению принимаются в течение 30 дней со дня подачи. Ответ направляется заявителю в утвержденной форме. Необходимо подчеркнуть, что военные, имеющие ряд оснований с целью получения денежной помощи, вправе использовать только одно из них.

Как получить признание в улучшении условий

Для подтверждения статуса имеющего необходимость в улучшении жилищных условий потребуется выполнить ряд требований:

  1. Претендующий проживает некоторое время в регионе, в котором планируется получение жилплощади либо льгот по программе улучшения жилья. Каждый город этот срок устанавливает индивидуально.
  2. Наличие у обращающегося прописки в городе.
  3. На каждого из членов семейства отводится территория не более 12 квадратных метров.
  4. Заявитель должен получить статус имеющего необходимость, констатированный постановлением администрации населенного пункта.

Имеющим необходимость признают как по одному из требований так и по их совокупности.

Персонам, имеющим необходимость в улучшении качества жилищных условий в 2019 году, следует подготовить требуемые бумаги и подать обращение в администрацию или иное учреждение, решающее ситуации с постановкой на учет. Составив заявление, претендент подает следующие бумаги:

  • администрация признала всех членов семейства малообеспеченными, подтвердив этот статус соответствующим решением;
  • проверка условий проживания, подтвержденная соответствующим документом;
  • численный состав семейства, справка;
  • фотокопии документов, констатирующих право пользования жильем, где проживает семейство;
  • фотокопия финансового счета;
  • фотокопия документа, констатирующего статус семейного положения;
  • извлечение из госреестра на право владения;
  • фотокопии документов, констатирующие личность членов семейства и непосредственно нуждающегося;
  • при сожительстве с серьезно больным – врачебное заключение, предоставляющее перспективу выделения жилья;
  • несоответствие жилья санитарным условиям, потребует предъявления бумаг констатирующих это. Также представляются документы, отмечающие непригодность для проживания по иным причинам.

Копии всех документов нотариально заверяются и предъявляются одновременно с оригиналами. Сверив подлинники и фотокопии, оригиналы будут возвращены заявителю. Законом установлены конкретные сроки как на рассмотрение бумаг, так и на принятие решения.

Если вам нужно оказать содействие в решении конкретно вашей жилищной проблемы, а также помощь в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, посоветуйтесь с юристами по жилищным вопросам.

  • Помощь юристов по жилищным вопросам

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/priznanie-nujdayushchimisya-v-uluchshenii-jilishchnyh-uslovii-v-2019-godu/

ТропаЗакона
Добавить комментарий