Общественные услуги и товары

Общественные товары и услуги

Общественные услуги и товары

Общественные товары и услуги

ВВЕДЕНИЕ

Большинство товаров и услуг, производимых на рынке, являются частными товарами и услугами. Такой товар или услуга покупаются потребителем, который хочет и может себе их позволить, а затем потребляются только им же, либо кем-то, кому покупатель их передает. Однако некоторые товары и услуги должны производиться общественным сектором или государством.

Общественные товары и услуги оплачиваются за счет налоговых долларов и доступны всем, даже тем, кто не платит налогов. Это означает, что у налогоплательщиков есть стимул использовать общественные товары, стараясь, чтобы их производилось больше, и одновременно пытаясь переложить налоговое бремя на других.

Это явление известно как «желание прокатиться за счет других».

Общественные товары характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. Неисключаемость означает, что даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования.

Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей.

Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества — совместное потребление и неисключаемость из потребления, — считаются чистыми общественными товарами и услугами.

ПОНЯТИЯ

Общественные товары и услуги

Налоги

Принцип неисключаемости

Совместное потребление

Проблема «желающих прокатиться за чужой счет»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Только государство будет поставлять общественные товары и услуги, вследствие таких свойств этих продуктов, как совместное потребление и неисключаемость из потребления.

Продукты совместного потребления (или потребления без соперничества) — это такие продукты, которые могут быть использованы одновременно несколькими лицами, и при этом количество продукта, доступное другим потребителям, не уменьшается.

Продукт, неисключаемый из потребления — это такой продукт, который, будучи однажды произведен, не может быть изъят даже из потребления людьми, не платившими за его использование.

ЦЕЛИ

  • Объяснить, почему производство общественных товаров и услуг является функцией государства в силу концепций совместного потребления и неисключаемости из потребления.

ОПИСАНИЕ УРОКА

Ученики проводят в классе опыт по потреблению частного и общественного товара и делают выводы относительно свойств этих товаров. Затем они проводят обследование налогоплательщиков и делают обобщения о побудительных стимулах людей оплачивать долю затрат на товары и услуги, которые они получат вне зависимости от того, платили ли они за них или нет.

ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ

Два урока. День первый — процедуры 1-6. День второй — процедура 7 и Оценка.

МАТЕРИАЛЫ

Один слайд и одна копия Демонстрационного материала 1 на бумаге

  • По три копии Упражнения 1 на каждого ученика
  • По одной копии Упражнения 2 и Упражнения 3 на каждого ученика
  • По два небольших листка бумаги на каждого ученика

    ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

    1. Проинформируйте класс, что сегодня состоится незапланированная контрольная работа из четырех вопросов. Покажите ученикам сложенную и скрепленную копию Демонстрационного материала 1, содержащую как вопросы, так и ответы контрольной работы. Скажите учащимся, что вы продаете эти копии по $1 за штуку и готовы принять долговые расписки. Вы не разрешите никому, кто приобрел копию материала, делиться ею с другими учениками.
    2. Раздайте каждому ученику по два небольших листка бумаги. Пусть учащиеся на одном из листков напишут свое имя и под ним «да», если они хотят купить материал контрольной работы, или «нет», если они не хотят этого делать. Попросите учеников сохранить второй листок бумаги для Раунда 2. Соберите листки и подсчитайте результаты. Запишите результаты на доске под заголовком «Раунд 1».
    3. Теперь скажите классу, что вы решили для упрощения своей задачи и для экономии бумаги — которой в школе не хватает — перевести текст на слайд. Покажите ученикам заголовок Демонстрационного материала 1 на экране.
    4. Проинформируйте учеников, что вы все еще готовы продать данную информацию за $1. Пусть учащиеся на одном из листков напишут свое имя и под ним «да», если они хотят купить информацию, содержащуюся на слайде, или «нет», если они не хотят этого делать. Соберите листки и подсчитайте результаты. Запишите результаты на доске под заголовком «Раунд 2».
    5. Направьте обсуждение в классе, задав следующие вопросы:
      1. Почему большее число учеников готовы купить копию «Экономической контрольной работы с ответами» в Раунде 1, чем в Раунде 2? (В Раунде 1 информация была доступна только тем ученикам, которые заплатили за нее. В Раунде 2 некоторые ученики должны были сообразить, что если один человек заплатит за показ слайда, учитель не сможет сделать так, чтобы остальные не смогли его увидеть.)
      2. Объясните, что частные товары и услуги — это те, которые могут быть приобретены и потреблены только одним лицом за один раз, и те люди, которые не платят за частный товар, могут быть исключены из пользования им. Попросите учеников привести примеры частных товаров. (Гамбургеры, автомобили, пицца, билеты в кино и почти все остальное, что покупает подросток.) Спросите учеников, в каком из Раундов «Экономическая контрольная работа с ответами» выступала в качестве частного товара, и попросите объяснить, почему. (В Раунде 1.)
      3. Объясните, что общественные товары — это те, которые, раз уж они доступны, могут быть использованы многими людьми одновременно, и при этом количество товара, доступное для остальных, не снижается. Кроме того, общественные товары не могут быть изъяты из потребления теми, кто не платит за них. В случае с общественными товарами, отдельные люди зачастую не станут добровольно платить за продукт столько, во сколько они реально его ценят, так как они могут «прокатиться за счет других» и насладиться товарами и услугами, даже если за них платят другие. Пусть ученики объяснят, почему слайд Демонстрационного материала 1 являлся общественным товаром. Попросите их привести другие примеры общественных товаров. (Скорее всего, они предложат в качестве таковых дороги, дамбы, национальную оборону, общественное образование, систему судопроизводства, маяки, прогнозы погоды, освещение улиц, полицию и пожарную охрану, национальные леса и дикую природу.) Укажите, что не все товары и услуги, производимые государством, являются чистыми общественными товарами и услугами, потому что скопление людей и перегруженность часто означают, что использование продуктов одними людьми не позволит пользоваться ими другим людям, и в ряде случаев имеется возможность не допустить потребление предоставляемых государством продуктов теми, кто не платит за эти продукты. Лишь продукты с двумя свойствами — совместного потребления и неисключаемости из потребления — считаются чистыми общественными товарами и услугами.
      4. Что произошло с вашим стимулом к покупке информации о контрольной работе, когда она стала вам доступна вне зависимости от того, заплатили вы за это или нет? (У учеников стало меньше стимулов платить — это проблема «проезда за счет других».)
      5. Что происходит со стимулом потребителей к оплате общественных товаров и услуг, таких как дамбы, национальная оборона, дороги и защита со стороны полиции, когда они могут получить эти услуги вне зависимости от того, платят ли они за них или нет? (Стимулов платить становится меньше.)
      6. Если у потребителей немного стимулов к оплате товаров и услуг, что происходит с количеством производимых товаров и услуг? (Становится меньше стимулов и средств производить их, даже если потребители действительно нуждаются в них.)
      7. Поскольку потребители не хотят платить за эти товары и услуги, кто будет платить за них? (Государство должно обеспечить производство товаров и услуг, когда имеет место совместное потребление, или когда трудно исключить из пользования продуктом тех, кто не хочет платить за него.)
      8. Каким образом государство это делает? (Через налогообложение государство может потребовать у граждан заплатить за свою долю. Таким способом проблема «проезда за счет других» может быть разрешена, или по крайней мере ослаблена.)
    6. Раздайте по три копии Упражнения 1 каждому ученику. Попросите их опросить по крайней мере по три взрослых.
    7. Когда опросы будут завершены, разделите учеников на группы и раздайте в классе Упражнение 2. Дайте ученикам задание записать результаты своих опросов и используйте эту информацию для ответа на вопросы. Пусть группы поделятся своими выводами и обобщениями.

    ОЦЕНКА

    Раздайте в классе Упражнение 3. Дайте ученикам задание найти две газетные статьи об общественных товарах и услугах и приложите статьи к раздаваемым материалам. Ученикам необходимо будет ответить на шесть вопросов из Упражнения 3 применительно к каждой из статей.

    Сайт управляется системой uCoz

    Источник: http://conteconomics.narod.ru/Urok12/LESSON12.html

    9. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)

    Общественные услуги и товары

    Чистоеобщественное благо— такое благо, которое потребляетсяколлективно всеми людьми независимоот того, платят они за него или нет.

    Продажа чистого общественного благана рынке означала бы, что покупательэтого блага сделал бы его доступным нетолько для своего личного пользования,но также и для использования любымдругим человеком. Иными словами,невозможно получение полезности отобеспечения чистым общественным благомединственного потребителя.

    Если быкто-то производил чистое общественноеблаго для собственной выгоды, этотчеловек также приносил бы пользу и всемостальным. В этом смысле чистоеобщественное благо — это такое благо,которое приводит к положительным внешнимэффектам для всех, как только его делаютдоступным для кого-либо.

    Например, еслибы очень богатый человек нанял полицейскихдля поддержания порядка в районе, онпринес бы пользу не только себе, но ивсем жителям данного района. Следовательно,обеспечение общественной безопасности- чистое общественное благо.

    Напротив,чистое частное благо— такое благо, каждая единица которогоможет быть оценена и продана, так чтокаждая единица приносит полезностьтолько покупателю. Покупка чистогочастного блага на рынке принесетполезность только покупателю и неприведет к отрицательным или положительнымэффектам для кого-либо еще.

    Рынки идеальноподходят для обращения на них частныхблаг. Когда люди покупают такие блага,они знают, что уплата цены дает имисключительное право на использованиеэтих благ и получение связанных снимивыгод. Буханка хлеба — пример чистогочастного блага. Когда человек покупаетхлеб, он получает исключительное правона его использование.

    Никто другой неполучает пользу, коща человек ест хлеб,купленный им на рынке.

    Национальнаяоборона — пример чистого общественногоблага. Если границы государ­стваохраняются ради одного человека,одновременно получает пользу и каждыйгражда­нин.

    Характерные особенности чистых общественных благ

    Чистыеобщественные блага имеют две основныеособенности:

    1.Чистые общественные блага имеют свойствонеизбирательности в потреблении. Этоозначает, что при данном объеме благаего потребление одним человеком неснижает его доступности для других.Положение ни одного из потребителей неухудшается, когда появляется еще одинчеловек, потребляющий данный объемчистого общественного блага.

    Дополнительныепотребители могут быть обеспечены этимблагом без уменьшения выгод, получаемыхуже существующими потребителями.Предельные издержки предоставлениядополнительному потребителю праваполучить выгоду от чистого общественногоблага равны нулю.

    Это имеет место потому,что никто не проигрывает, когда еще одинпотреби­тель получает выгоды отданного объема чистого общественногоблага.

    Например,в любой данный день вооруженные силынаходятся на боевом дежурстве, охраняяграждан страны. Благодаря их бдительностиграждане защищены от иностраннойагрессии.

    Кроме того, в любой данныйдень население увеличивается, так какрождаемость превышает смертность. Новыепотребители рассматриваемого блага втакой же степени защищены от нападения.

    Потребление ими блага «национальнаяоборона» никоим образом не снижаетколичества или качества выгод, связанныхс обороной, получаемыхужеимевшимися гражданами.

    Потреблениечистого частного блага, напротив, связанос конкуренцией. В любой данный день встране производится определенноеколичество хлеба.

    Чем больше хлебапотребляется одним человеком, тем менееон доступен для других. Потребителиконкури­руют за наличные объемы такогоблага.

    Когда потребление блага предполагаетконкурен­цию, покупатели знают, чтоони должны соперничать друг с другомза право получения наличных объемовданного блага.

    2.Потребление чистых общественных благне является исключительным правом или,как говорят, они не обладают исключительностьюв потреблении. Это означает, чтопотребители, не желающие платить затакие блага, не могут быть лишенывозможности их потребления.

    Такие благане могут быть оценены, и лица, решившиене уплачивать цену, не могут быть удержаныот их потребления. Когда право потребленияблага не является исключительным,затраты на исключение того или иноголица из числа потребителей крайневысоки.

    Фактически невозможно взиматьплату за право потребления такого благас индивидуальных его потребителей.Чистое общественное благо невозможновыпускать «мелкими порциями»,которые можно было бы распродать черезкассовый автомат.

    Как только будетвыпущена «порция» такого блага,невозможно будет воспрепятствоватьпол­учению выгод теми, кто не заплатитза нее, поскольку невозможно ограничитьпотребле­ние чистого общественногоблага определенным кругом лиц.

    Например,некоторые из тех, кто не платит за выгоды,получаемые от национальной обороны, немогут быть лишены этих выгод. Даже есличеловек, отказывающийся платить, посаженв тюрьму, он все равно будет получатьвыгоды от национальной обороны.Заключенный был бы защищен от ядерногонападения так же, как и любой другойгражданин.

    Источник: https://studfiles.net/preview/5508745/page:50/

    Тема 11. общественные блага — микроэкономика

    Общественные услуги и товары

    Вопрос 1. Понятие частного блага 

    Благо – это любой объект потребления. 

    Частное благо – это благо, каждая единицакоторого может быть продана потребителю за отдельную плату: продукты питания,одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. На рынках происходит обменчастных благ на деньги. 

    Свойства ЧБ: 

    — избирательность в потреблении: ЧБ приобретаются в индивидуальном порядке всоответствии со вкусами и предпочтениями потребителей. 

    — делимость, т.е. ЧБ выступают в виде товарных единиц. Потребление блага однимчеловеком делает невозможным его потребление другими людьми. 

    — исключаемость: любое ЧБ имеет цену. Даже самая низкая цена ограничивает числопокупателей и делает товар недоступным для части потребителей; 

    -окупаемость затрат: все затраты на производство ЧБ полностью включаются в ценутовара и возмещаются после его продажи; 

    — цена блага соответствует его предельной полезности. 

    Сущность и свойства общественных благ принципиально иные. Впервые они былисформулированы в середине 50-х годов ХХ в. американским экономистом ПоломСамуэльсоном, лауреатом Нобелевской премии 1970 г. за вклад в повышение уровнянаучного анализа. 

    Вопрос 2. Понятие общественного блага 

    Общественное благо – товары и услуги, предоставляемые государствомнаселению на нерыночных условиях. Международные ОБ доступны всем жителямпланеты (экологические программы, научные достижения, политическая стабильность).Общенациональные ОБ доступны жителям какого-то государства (оборона, дипломатия,медицина, образование). 

    Свойства ОБ: 

    — потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Например, охранагосударственных границ, обеспечение внутренней безопасности, мероприятия поликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 

    — их потребление связано с положительными внешними эффектами: как только онопроизведено, становится доступным для всех; 

    — реализация ОБ при помощи механизма цен затруднительна; 

    — объем индивидуального потребления не поддается измерению; 

    — неизбирательность в потреблении: появление дополнительного потребителя неуменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рост рождаемости встране не уменьшает безопасность граждан.

    — неделимость блага в потреблении: потребитель не может выбирать объеминдивидуального потребления. Потребление блага может носить принудительныйхарактер, выбор отсутствует. ОБ предоставляется всем жителям поровну; 

    — предельные издержки предоставления дополнительному потребителю чистогообщественного блага равны нулю. 

    — неисключаемость в потреблении: невозможно запретить дополнительным потребителямпользоваться общественными благами. 

    Т.к. предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителюравны нулю, общественное благо должно поставляться по нулевой цене (МС=Р=0).

    Поэтому коммерческое предприятие, ориентированное на прибыль, не будет егопроизводить. Рынок, настроенный на работу в условиях платежеспособного спроса, неможет функционировать в данных обстоятельствах.

    Существование ОБ является одной изпричин «фиаско» рынка, что требует вмешательство государства. 

    Вопрос 3. Смешанные общественные блага 

    Не все общественные блага могут соответствовать перечисленным вышехарактеристикам. Некоторые ОБ носят локальный (местный) характер: городскоеосвещение, транспорт, дороги, пляжи и т.п. 

    Свойства смешанных общественных благ: 

    — «привязка к месту»: потребление их невозможно вне ограниченной области; 

    — ограниченный доступ: неисключаемость и неделимость лишь до определенного уровняпотребления; 

    — коллективное потребление 

    — перегружаемость (переполняемость): свойство неизбирательности в потреблениивыполняется лишь до определенного момента. Появление дополнительных потребителейснижает полезность уже существующих пользователей: пляжи, бассейны, библиотеки,мосты, дороги и т.д. 

    Вопрос 4. Квазиобщественные блага 

    Квазиобщественные, социально-значимые или достойные блага — этосмешанные ОБ, потребление которых считается желательным из политических илисоциальных целей общества: здравоохранение, образование, культура и т.п.

    Они легкоподдаются рыночному ценообразованию. Но из-за позитивного эффекта для общества этоявляется нежелательным. Правительство берет на себя затраты по их производству.

    (ущерб здоровью нации, снижение общего уровня грамотности) 

    Иногда ограниченность информации, низкий уровень образования не позволяютпотребителю сделать правильный выбор. Поэтому государство считает возможным нарушатьсуверенитет потребителя: при появлении тенденций.

    росте социально-вредныхпривычек(табак, алкоголь, наркотик) и недостаточном потреблении социально-значимых,нарушить суверенитет потребителей.

    Государство стимулирует потребителей кобязательному среднему образованию, всеобщей вакцинации, ежегодным медицинскимосмотрам и т.д. 

    Проблема государственного патернализма состоит в том, что он всегда в большейили меньшей степени основан на авторитарных действиях.

    Смешанный характер КОБблаг может стать прикрытием для «экспансии» государства в рыночные отношения.Поэтому перечень государственных действий должен быть строго определен.

    Задачагосударства — правильная оценка потребностей населения, масштабов необходимыхобщественных услуг и путей их финансирования.

    Вопрос 5. Формирование спроса на общественные блага 

    ОБ не может быть предоставлено одному потребителю в меньшем количестве, чемдругому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом,объем потребления равняется объему его предложения.

    Дифференциация запросов потребителей выражается в дифференциации ихготовности платить.

    Потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», покоторой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад,соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). 

    Предельнаявыгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный вденежной форме.Специфика формирования спроса на ОБ – стремление потребителей недооценитьполезность («псевдоспрос»).

    Поскольку исключение из потребления в случае неуплатыневозможно, нет и готовности платить, есть желание уклониться от участия в их оплате.

    Такое явление получило название проблемы «зайцев» или эффекта безбилетника

    Впервые термин «безбилетника» был предложен американским экономистом М.Олсоном в 1965 г. Люди занижают объемы общественных товаров, которые они хотели быиметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других. 

    Показатели рыночного спроса на общественное благо занижаются либо скрываютсявовсе. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход для покрытияиздержек производства. Поэтому страны с развитой экономикой не надеются надобровольные взносы, а финансируют производство ОБ за счет принудительных взиманийналогов и других обязательных платежей.

    Вопросы для самопроверки

    1. Дайте определение частного блага.

    2. Дайте определение общественного блага. 

    3. Что значит смешанные общественные блага?

    4. Квазиобщественные блага?

    5. Как формируется спрос на общественные блага?

    Тесты

    1. Неконкурентность и исключаемость в потреблении являются характеристиками: 

    A) обязательных благ 

    B) низших благ 

    C) общественных благ 

    D) смешанных благ. 

    2. Что из нижеперечисленного не является общественным благом? 

    А) эффективное государство

    B) электроэнергия 

    C) маяк 

    D) национальная оборона. 

    3. Кривая спроса на общественное благо: 

    A) не отличается от кривой рыночного спроса на частное благо 

    B) получается суммированием по горизонтали всех кривых индивидуального спроса 

    С) получается суммированием по вертикали всех кривых индивидуального спроса 

    D) не отличается от кривой индивидуального спроса на частное благо. 

    4. Что из нижеперечисленного верно? 

    A) каждой точке на кривой потребительских возможностей соответствует единственный эффективный по Парето уровень выпуска общественного блага 

    B) каждой точке на кривой потребительских возможностей соответствует несколько эффективных по Парето уровней выпуска общественного блага 

    C) каждому эффективному по Парето уровню выпуска общественного блага соответствует несколько точек на кривой потребительских возможностей 

    D) существует единственный эффективный по Парето уровень выпуска общественного блага вне зависимости от положения экономики на кривой потребительских возможностей. 

    5. При эффективном равновесии в отсутствие перераспределительных последствий: 

    A) все люди пользуются одинаковым количеством общественного блага и платят одинаковые налоговые цены 

    B) все люди пользуются одинаковым количеством общественного блага, но платят разные налоговые цены

    C) все люди платят одинаковые налоговые цены, но потребляют разные количества общественного блага 

    D) все люди платят разные налоговые цены и потребляют разные количества общественного блага. 

    6. Эффективный уровень обеспечения национальной обороны определяется рядом факторов. Как изменится этот уровень в результате повышения заработной платы военнослужащим? 

    A) не изменится 

    B) увеличится 

    C) уменьшится 

    D) недостаточно информации для ответа. 

    7. Эффективный уровень обеспечения национальной обороны определяется рядом факторов. Как изменится этот уровень в результате увеличения населения страны? 

    A) не изменится 

    B) увеличится 

    C) уменьшится 

    D) недостаточно информации для ответа. 

    8. Условие эффективного по Парето производства общественных благ состоит в том, что: 

    A) MPB = MSC 

    B) MSB = MPC 

    C) MPB = MPC 

    D) MSB = MSC. 

    9. Неконкурентность в потреблении означает, что: 

    А) издержки производства дополнительной единицы общественного блага равны нулю 

    В) издержки обеспечения общественным благом дополнительного потребителя равны нулю 

    С) на рынке имеет место монополия 

    D) на рынке имеет место монопсония. 

    10. Какие внешние эффекты появляются при производстве чистых общественных благ: 

    А) положительные 

    В) отрицательные 

    С) и положительные, и отрицательные 

    D) внешние эффекты отсутствуют

    Источник: https://sites.google.com/site/disciplinamikroekonomika/lekcii/tema-2-teoria-povedenia-potrebitela-tpp

    Общественные, частные и смешанные товары и услуги

    Общественные услуги и товары

    Для проведения экономических исследований товары и услуги подразделяют на три группы: общественные, частные и смешанные.

    Общественными называются товары или услуги, потребление которых одним человеком не уменьшает степени их доступности для других членов общества. Примером общественной услуги может служить оборона. Все жители страны в равной мере пользуются этой услугой. Формально данное выше определение может быть записано в виде равенства

    где Y — общее количество общественного товара (или услуги);

    — количество этого товара (или услуги), потребленное индивидуумом А;

    YB — количество этого товара (или услуги), потребленное индивидуумом В.

    Знак равенства в данном случае означает, что не требуется дополнительных затрат при увеличении числа потребителей товара (или услуги).

    Частными называются товары или услуги, потребление которых одним человеком приводит к сокращению объема потребления для других. Примером частного товара может служить хлеб.

    Чем больше хлеба съел один человек, тем меньше его осталось другим. Чем больше нефти потребит живущее поколение, тем меньше ее останется следующим поколениям.

    Если обозначить буквой Z общее количество частного товара, то можно записать

    где ZA — количество товара, потребленное индивидуумом А;

    ZB — количество товара, потребленное индивидуумом В.

    Смешанным называется товар (или услуга), который (которая) имеет признаки и частного, и общественного товара (или услуги). В реальной жизни встречается много таких продуктов. У общественного товара могут появиться признаки частного.

    Например, автомобилист, пересекая реку через мост в час пик, ограничивает возможность проехать по мосту другим автомобилистам тем, что вносит свой вклад в создание затора и в задержку движения.

    В этом случае предельная издержка проезда через мост равна нулю при редком использовании моста и выше нуля, если мост используется интенсивно.

    Частные товары тоже могут приобретать черты общественных. Когда приглашают соседей или друзей к себе домой посмотреть фильм в домашнем кинотеатре, то частный домашний кинотеатр приобретает черты общественного товара.

    Для того чтобы определить, к какой группе относится товар (услуга) достаточно проверить, обладает ли он (она) следующими качествами:

    • • отсутствие конкуренции между потребителями;
    • • отсутствие исключений среди потребителей.

    Начнем проверку с общественного товара (услуги).

    • 1 .Отсутствие конкуренции между потребителями. Если общественный товар предоставлен одному пользователю, он в то же самое время доступен и другим. Рассмотрим в качестве примера общественного товара навигационный маяк, установленный на реке или в море. Экипаж любого судна может пользоваться им, не ущемляя возможностей других экипажей. То же относится к системе обороны страны.
    • 2. Отсутствие исключений среди потребителей. Если общественный товар (услуга) предоставлен индивидууму А, то индивидууму В не может быть отказано в потреблении того же товара (услуги). Иными словами, в праве пользования общественным товаром или услугой никому не может быть отказано. Пацифист, например, не может быть лишен тех средств обороны, которые предоставлены другим членам общества.

    Таким образом, общественные товары и услуги обоими названными выше качествами обладают.

    Следует заметить, что существуют общественные товары и услуги, которые имеют пространственные ограничения. Например, системой уличного освещения Москвы могут пользоваться только люди, находящиеся в Москве. Но этой системой может в равной степени пользоваться каждый, кто находится в столице.

    Частные товары ни одним из указанных качеств не обладают. Например, батон хлеба является частным товаром. На один и тот же батон могут претендовать несколько потребителей, значит, конкуренция возможна. С другой стороны, если кто-то взял батон, то другие взять его уже не могут, т. е. исключения допускаются.

    Смешанные товары обладают только одним из названных качеств. Рассмотрим два примера смешанных товаров.

    Первый пример. Представим себе, что в регионе N работают садоводы и пчеловоды. Садоводов больше, чем пчеловодов, и каждому из них нужно, чтобы пчелы опыляли их сады.

    Ни для одного пчелиного роя они не делают исключения. Но пчелы облететь все сады не в состоянии. Поэтому между садоводами существует конкуренция за получение услуг по опылению.

    Сами пчелы имеют признаки и частного (есть конкуренция), и общественного (нет исключений) товара.

    Второй пример. В городе есть стадион, который может разместить всех желающих посмотреть матч. Но вход на стадион разрешен только по билетам.

    Таким образом, конкуренции между любителями спорта нет (билетов в кассах достаточно для всех желающих), но исключения для них есть (без билета войти нельзя).

    Значит, стадион имеет признаки и общественного (нет конкуренции), и частного (есть исключения) товара.

    В таблице 8.2 приведены все возможные сочетания рассматриваемых качеств с указанием, к какой группе товаров каждое сочетание относится.

    Признаки товаров

    Таблица 8.2

    Признак товараЕсть исключенияНет исключений
    Есть конкуренцияЧастный товарСмешанный товар
    Нет конкуренцииСмешанный товарОбщественный товар

    Источник: https://studref.com/374505/ekonomika/obschestvennye_chastnye_smeshannye_tovary_uslugi

    Общественные товары

    Общественные услуги и товары

    На рынке фирмы и домохозяйства взаимодействуют по поводу производства и потребления благ. Фирмы заинтересованы в создании только тех благ, которые приносят им доход. В то же время потребляемые домохозяйствами товары делятся на два вида:

    • 1) частные блага, которые приобретаются и потребляются одним лицом и не могут быть одновременно использованы другими. Такие блага представляют собой основной предмет сделок на товарном рынке;
    • 2) общественные блага, потребление которых одними лицами не исключает потребления другими, при этом без дополнительных расходов. Данные блага могут как оплачиваться потребителями, так и использоваться на безвозмездной основе.

    Для чисто общественных товаров обязательно наличие двух свойств:

    • неконкурентность в потреблении, т.е. при потреблении блага одними не уменьшается его доступность для других (речь идет о неделимости блага между потребителями);
    • неисключаемостъ из потребления, т.е. нельзя запретить дополнительным потребителям использовать общественные товары; кроме того, когда такое благо предложено к потреблению, то невозможно его не потреблять вне зависимости от того, нравится это потребителю или нет (например, государственное управление, устанавливающее законодательно определенный размер подоходного налога).

    В случае если одно какое-либо свойство реализуется не полностью, выделяют следующие общественные блага:

    • 1) исключаемые – товары и услуги, на которые возможно назначить цену и ограничить доступ к потреблению. Например, в сфере здравоохранения определенные платные услуги предоставляются индивидуально и доступны не всем желающим;
    • 2) перегружаемые – блага, доступные для всех при условии наличия их в достаточном количестве. Например, автомагистраль в различные периоды загруженности;
    • 3) ограниченные – такие блага, которые не относятся ни к чисто частным, ни к чисто общественным. Данные блага предоставляются без непосредственной оплаты, но могут использоваться как всем обществом без ограничений (как общественное благо), так и в отдельных случаях индивидами (как частное благо). Примером служат услуги, оказываемые полицией: общественное благо – обеспечение общественного порядка; частное благо – расследование преступления, совершенного в отношении какого-либо лица.

    Производство общественных благ для частных фирм сталкивается с двумя проблемами: с одной стороны, потенциальное количество потребителей неограниченно, с другой – не все готовы платить за общественные товары или оплату невозможно произвести. Например, уличное освещение.

    Невозможно установить фонари таким образом, чтобы одному прохожему, оплатившему данную услугу, они светили, а другому (нс заплатившему) нет (в макроэкономике это получило название возможности «проехаться зайцем»).

    Поэтому чисто общественные товары производятся или государственными компаниями, или частными, при этом затраты субсидируются государством.

    Совершенно конкурентный рынок не может самостоятельно сохранять одинаковые условия для всех участников в течение длительного периода времени. Тенденции к превращению его в несовершенно конкурентный могут возникать по разным причинам.

    Например, не все владельцы и управленцы имеют одинаковые предпринимательские способности – предвидение, умение рисковать и т.п. Это приводит к тому, что у одних бизнес будет расширяться и захватывать большие доли рынка, другие – наоборот, будут нести потери и сокращать производство.

    Дальнейшее развитие такой ситуации позволит появиться монополии.

    Расширение теневой экономики также способно негативно отразиться на условиях конкуренции на рынке.

    С одной стороны, у участников теневого сектора будет возможность снизить издержки производства, а с другой – влияние криминальных структур на сам рынок уменьшит возможность выхода на рынок новых игроков.

    Различные проявления несовершенства условий конкуренции приводят к появлению монопольных фирм, у которых будут возможности воздействовать на рынок – ограничивать предложение, устанавливать цены, влиять на издержки мелких конкурентов и т.д.

    Монополизм проявляется в различных формах:

    • – выросший из конкуренции на основе концентрации и централизации производства;
    • – технологический (обладание специфической технологией);
    • – основанный на лидерстве в научно-технической и инновационной сферах;
    • – естественные монополии.

    Перечисленные формы (кроме естественной) способны вырасти из совершенно конкурентного рынка – в случае нарушения каких-либо условий конкуренции. Естественная же монополия не может существовать в виде множества мелких производителей, реализующих товары и услуги. Можно выделить несколько причин:

    • – оптимальный объем производства для одного предприятия близок к величине рыночного спроса на данную продукцию;
    • – инфраструктура (например, водо-, газо-, электроснабжение). Существование множества фирм, владеющих только частью инфраструктуры, может привести к повышению издержек, так как данные компании будут нести определенные дополнительные затраты на ведение переговоров между собой о способах и условиях передачи, например, воды по канализационным трубам;
    • – государственные монополии возникают в том случае, когда государство передает часть своих функций или в соответствии с законодательством производство определенной продукции должно быть подконтрольно государству (например, военно-промышленный комплекс).

    В чистом виде монополии практически не существуют. Однако усиление монополизации рынков, позволяющее контролировать цену, приводит к тому, что монополии устанавливают на свою продукцию цены, превышающие альтернативные издержки производства, что искажает ценовые сигналы и приводит к неэффективному распределению ограниченных ресурсов.

    Для контроля над данным фиаско рынка государством проводится антимонопольная политика, основанная на разработке антимонопольного законодательства и реализации различных мероприятий по предотвращению монополизации рынка.

    В мировой практике применение антимонопольного законодательства с целью защиты конкуренции проводится в основном в отношении крупных олигополий (в настоящее время эта практика претерпевает корректировку в связи с необходимостью поддержания конкурентоспособности национальной экономики па мировой арене, что требует вывода па мировой рынок крупных национальных компаний).

    Наиболее популярный пример внедрения антимонопольного законодательства – американская практика но реализации антитрестовского законодательства.

    • 1. Закон Шермана (1890), направленный против монополизации торговли и коммерческой деятельности.
    • 2. Законы Клейтона и Федеральной торговой комиссии (1914), на основе которых регулировалось слияние крупных фирм, а также предотвращалось применение определенных видов неконкурентного поведения – ценовой дискриминации, связных продаж и т.п.
    • 3. Закон Робинсона – Пэтмэна (1936), в соответствии с которым был введен запрет на снижение оптовых цен при осуществлении торговли между штатами, осуществляемый с целью проведения конкурентной борьбы, а также были введены поправки в закон Клейтона в виде сокращенного числа доказательств ценовой дискриминации.
    • 4. Закон Селлера – Кефовера (1950), введший запрет на слияние компаний путем приобретения активов фирм- конкурентов или фирм-поставщиков.
    • 5. Закон Харта – Скотта – Родино (1976), согласно которому компания, планирующая слияние, должна известить регулирующие органы не позднее чем за месяц для рассмотрения фактов, касающихся данного слияния.

    Действие антимонопольного законодательства РФ базируется на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законов.

    Конституцией РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное передвижение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

    Развитие конкурентной среды в РФ основано на действии Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Φ3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

    При возникновении тенденций к монополизации рынка государственными органами проводятся мероприятия по оценке доли фирмы с целью сдерживания процесса монополизации и повышения конкуренции. Для оценки структуры рынка используются различные показатели.

    • 1. Пороговая доля рынка, закрепленная законодательно в определенных значениях. Превышение данного показателя позволяет отнести предприятие к монополистам.
    • 2. Индекс Лернера (индикатор монопольной власти):

    где Р – цена единицы продукта; МС – предельные издержки производства дополнительной единицы продукта; Е – эластичность спроса на продукцию фирмы по цене.

    Чем ближе значение индекса к нулю, тем меньшей монопольной властью обладает оцениваемая фирма.

    3. Индекс Херфиндаля – Хиршмана (показатель степени концентрации рынка):

    где – процентные доли фирм на рынке.

    При использовании данного индекса применяется следующая градация:

    – демонополизированный рынок;

    – умеренно монополизированный рынок;

    – высокомонополизированный рынок. Например, на рынке функционирует 5 предприятий.

    Объем реализованной ими продукции за истекший период представлен в табл. 7.1.

    Таблица 7.1

    Предприятие

    Объем реализованной продукции, млн руб.

    А

    102

    В

    45

    С

    79,2

    D

    93,7

    Е

    88,1

    Для расчета показателя степени концентрации рынка, т.е. индекса Херфиндаля – Хиршмана, необходимо рассчитать процентную долю каждой фирмы на рынке. Емкость рынка – 408 млн руб. (объем реализованной продукции всеми предприятиями).

    Таким образом, рынок с Iн-н = 2117,92 относится к высо- комонополизированным.

    Источник: https://studme.org/51223/ekonomika/obschestvennye_tovary

    ТропаЗакона
    Добавить комментарий