Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Мои права и обязанности ребенка

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права. Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое.

Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение. Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Какие права и обязанности у ребенка в семье
  • Права и обязанности ребенка в семье
  • Права и обязанности несовершеннолетних
  • Права и обязанности ребенка
  • Права и обязанности ребенка в семье
  • Права и обязанности несовершеннолетних
  • Права и обязанности детей

Какие права и обязанности у ребенка в семье

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Права и обязанности ученика

Права ребенка — это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний — в своей родной семье, или в приемной.

Соблюдать эти права — обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим.

Начинается все с простых обязанностей — следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком.

Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми. В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос.

Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки.

Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина. Статья Изменение имени и фамилии ребенка.

Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя.

Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется: если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным; если он решен родительских прав; если его местонахождение нельзя установить; если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.

Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.

Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей. Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар. Обязанности ребенка Обязанностей, которые должны соблюдать несовершеннолетние, гораздо меньше, чем прав.

К ним можно отнести следующие:. Кроме этого стоит отметить, что все несовершеннолетние дети несут ответственность, причем не только административную, но и уголовную.

Здесь также следует акцентировать внимание на том, что незнание закона вовсе освобождает такого ребенка от необходимости понести ответственность. Уголовная ответственность может наступить:.

Ребенок, переданный на постоянное воспитание в выбранную семью, сохраняет свои права:.

Помимо прав, у каждого ребенка также есть обязанности, которые ему нужно соблюдать:.

Несмотря на то, что законодательные акты содержат в себе большое количество разнообразной информации, у многих родителей все равно возникают вопросы о правах своего ребенка:.

Ответ: На самом деле, такой вопрос пользуется большой популярностью, ведь каждый ребенок, достигнув возраста в четырнадцать лет, считает, что он уже стал взрослым.

Конвенция о правах ребенка определяет, что взрослым считается только то человеческое существо, которое достигло восемнадцатилетнего возраста. До этого момента такой человек считается ребенком.

С какого конкретно возраста каждый ребенок может начать выражать свое мнение, чтобы к нему можно было прислушиваться? Начиная с десяти лет, прислушиваться к мнению своего ребенка обязательно, к примеру, в открытом или закрытом судебном заседании. Согласно законам, каждый ребенок, который может самостоятельно формулировать свое мнение, может высказывать свою точку зрения.

Ответ: Провести ограничение прав можно только через обращение в суд. Подобная процедура применяется исключительно в интересах конкретного ребенка в ситуациях, когда один из его родителей по независящим от него причинам не может себя контролировать. К примеру, если он страдает от психического расстройства. Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Источник: https://icarre95-programmelife.com/strahovoe-pravo/moi-prava-i-obyazannosti-rebenka.php

Конвенция о правах ребенка для детей

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО… Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция — это международный юридический                             документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.

Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны  Конвенция о правах ребенка  вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство

  должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

                            Каждый человек до 18 лет считается,  в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами,  заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение  дискриминации

                            Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения,  обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

                            Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав
                            Государство должно делать все возможное,  чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной

                            Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

                            Государство должно уважать права, обязанности и ответственность  родителей при воспитании   ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

                            Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

                            Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

                            Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями
                            Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.

Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если.

в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

                         

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

                            Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

                            Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.  С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

                            Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

                            Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

                            Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

                            Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.  Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей  информации

                            Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

                            Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения
                            Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы                             и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,

подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи
                            Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь                             со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,

которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление
                            Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно                             соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав. При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться

                            одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы
                            Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать                             им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать

                            воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды
Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,

готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным,  то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение
                            Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности

                            и проводить информационные  кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

                            Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

                            Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни
                            Каждый ребенок имеет право на уровень жизни,  необходимый для его физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить                             своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

                            Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование                             должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение                             к его человеческому достоинству.

Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования
                            Образовательные  учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,

мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
                            Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,

исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь
                            Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной

                            и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд
                            Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому

                            развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств
                            Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного                             употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей

                            в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

                            Государство должно всеми силами бороться против  похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

                            Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы
                            Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей

                            семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты
                            Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую                             участвовать в военных действиях.

Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход
                            Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта,  пыток, пренебрежения  или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство

                            собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
                            Каждый ребенок, обвиняемый в  нарушении закона, имеет  право на основные гарантии,

правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм
                            Если законодательство отдельной  страны защищает права  ребенка лучше,

чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

                            Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 касаются того, как взрослые и  государства                             должны сообща  обеспечивать все права детей. Полный текст  Конвенции о правах ребенка                             можно найти на  веб-сайте                             Детского фонда ООН  ЮНИСЕФ: www.unicef.ru

и веб-сайте  Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: www.ombudsmandeti.ru

Источник: http://rtdety.tatarstan.ru/konventsiya-o-pravah-rebenka-dlya-detey.htm

Больше одного не усыновлять

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Завершилось общественное обсуждение законопроекта, изменяющего правила усыновления и опеки: в случае его принятия под запретом окажется усыновление более одного ребенка в год и появится требование обязательного психологического обследование всех совершеннолетних членов приемных семей.

При этом по решению Конституционного суда будет снят жесткий запрет на усыновление детей ВИЧ-инфицированными. Накануне министр просвещения Ольга Васильева, чье ведомство разрабатывало проект, заявила, что он никак не ужесточает правила усыновления и опеки.

Однако опрошенные “Ъ” эксперты и приемные родители считают, что законопроект дискриминирует приемных детей и сопоставим с ограничением рождаемости.

Работа по корректировке законодательства по усыновлению была начата в 2018 году после ряда громких скандалов. Так, в 2017 году широкий общественный резонанс вызвало изъятие органами опеки у супругов Дель 10 из 13 детей из-за жалоб на побои.

Минпросвещения предложило кардинально изменить действующие правила усыновления.

Для этого была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители приемных семей, некоммерческих организаций, руководители и специалисты региональных органов опеки и попечительства (см. “Ъ” от 10 января).

Многие эксперты и сами приемные родители считают, что проект ужесточит правила усыновления и опеки.

По словам многодетной приемной матери Светланы Строгановой, возможность одновременно усыновить или взять под опеку не более одного ребенка отрицательно скажется на большом количестве усыновителей и опекунов, у которых дети «приняты одновременно из разных учреждений с небольшим разрывом по времени или из одного учреждения, но проживали вместе меньше года». «Кроме того, это сразу делает невозможным профессиональные приемные семьи, которые «перехватывают» ребенка на время поиска ему постоянной семьи, и ребенок не попадает в детский дом, когда лишается кровной семьи. Усыновленные дети приравниваются к кровным по всем правам (при усыновлении ребенок имеет те же права и обязанности, что и родные дети; при опеке контролирующие органы должны следить за воспитанием, а опекун получает ежемесячное пособие.— “Ъ”), так что это ограничение — как запретить рожать чаще определенного срока»,— говорит госпожа Строганова. Руководитель пушкинского клуба приемных родителей Андреа Петуховская также заявила “Ъ”, что «существует острая необходимость в появлении категории профессиональных семей наподобие западных фостерных семей, которые бы могли забирать детей в кризисной ситуации». «Я могу понять изначальную идею, которая, скорее всего, кроется в том, чтобы бездетные неопытные будущие родители не совершали опрометчивых решений. Но опытные и ресурсные семьи могут в год принять не одного ребенка. Например, мы взяли приемного подростка, и если в первый год его пребывания у нас случится трагедия у наших знакомых, соседей, одноклассника, то мы не сможем помочь»,— говорит госпожа Петуховская.

По словам Светланы Строгановой, сама идея введения обязательного психологического обследования перед выдачей заключения о возможности быть опекуном или усыновителем, скорее, полезна.

Однако госпожа Строганова отмечает, что «нет ни единой методики, которая позволила бы гарантированно сказать, что люди смогут стать хорошими приемными родителями», и «нет достаточного количества специалистов, которые хотя бы поверхностно разбирались в этом вопросе». По ее мнению,

«начинать надо не с ужесточения правил передачи детей в семью, а с масштабной программы подготовки специалистов в сфере семейного устройства».

Похожего мнения придерживается и уполномоченная по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова. По ее словам, разработке законопроекта «должна предшествовать работа по внесению изменений в законодательство, направленных на реформирование и совершенствование работы органов опеки и попечительства».

Отрицательно относятся родители и эксперты к запрету на смену места жительства без разрешения опеки. «Желание внести этот пункт вызвано тем, что некоторые показывали чиновникам опеки большую съемную квартиру, а потом отказывались от нее и переезжали в маленькую, продолжая получать выплаты за детей,— поясняет Светлана Строганова.

— Но ведь опека обязана проверять приемные семьи раз в несколько месяцев. Она может признать условия неудовлетворительными и предложить опекуну или изменить жилищные условия, или расторгнуть договор и вернуть детей. Вопрос не в новых инструментах, а в обязательности исполнения».

Анна Кузнецова также ранее заявляла, что нормы законопроекта, ужесточающего требования к желающим усыновить или взять под опеку детей, противоречат ст. 27 Конституции РФ, нормам закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Похожего мнения придерживается и госпожа Петуховская: «Когда выяснилось, что наша кровная дочь страдает астмой, мы с легкостью переехали в пригород ближе к природе. Если закон будет принят, придется доказывать, что переезд в интересах приемного ребенка».

Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3860804

Права несовершеннолетних детей в семье

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, права которых так же, как и права родителей, защищены законом.

В истории российского семейного законодательства праванесовершеннолетних детей установлены Семейным Кодексом РФ, рассматривающим детей как независимых участников отношений в семье, а не как объект «родительской власти».

Данный аспект семейного права приведен в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является начиная с 1990 года.

Конвенция, исходя из общеизвестного постулата: будущее любой страны зависит от ее молодых граждан, — рассматривает ребенка  как личностью, за которой сохраняется неограниченное право на умственное, физическое и социальное развитие и право свободного выражения личного мнения.

Семейный Кодекс РФ признает таковым лицо, не достигшее совершеннолетия. Согласно Семейному Кодексу в РФ установлены следующие основные праванесовершеннолетних детей в семье, реализация которых способствует их нормальному развитию и надлежащему воспитанию.

Право жить и воспитываться в семье. [↑]

Это право, бесспорно, является одним из наиболее важных прав ребенка в силу чрезвычайной значимости фактора семейного воспитания для физического и нравственного становления человека.

Воспитание полноценного члена общества с высокими нравственными принципами — задача, в первую очередь, родителей, хотя в воспитании ребенка также участвуют все взрослые члены семьи.

Однако именно родители на основе собственного жизненного опыта формируют характер, способствуют всестороннему развитию ребенка, обеспечивают надлежащий уровень образования. «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей», — гласит ст. 38 Конституции РФ.

Право ребенка жить вместе со своими родителями. [↑]

Этого права не может лишить ни один государственный орган, если отсутствуют установленные законом основания.

Передача ребенка на воспитание другим лицам или помещение в детское учреждение против воли родителей возможны, только если последние лишены родительских прав или ограничены в них решением суда, пришедшего к выводу о том, что оставление ребенка у родителей опасно для него.В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства детей до 14 лет является место проживания родителей. В случае их раздельного проживания родители сами решают, с кем из них останется ребенок, если же единогласие не достигнуто, это определяет суд, исходя из интересов ребенка и учитывая его желание. Достигшие 14-летнего возраста дети имеют право выбрать место проживания с согласия родителей.

В случае разлучения с одним или с обоими родителями ребенок имеет право сохранять связь как с одним, так и с другим. Закон оставляет право родителям и детям покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну с целью поддержания личных отношений или воссоединения между собой.

Следуя важности семейного воспитания детей, Семейный Кодекс РФ устанавливает передачу детей, которые остались без родителей или утратили по каким-либо причинам возможность проживания в своей семье органам опеки и попечительства, которые в последующем помогают определить их дальнейшую судьбу. Согласно законодательству РФ ребенок помещается на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение, если его устройство в семью невозможно.

Право на общение с родителями и другими родственниками. [↑]

Постоянная связь с близкими родственниками, которыми кроме родителей являются дедушки и бабушки (со стороны матери и отца), родные братья и сестры, — очень важный фактор для полноценного развития ребенка. Данное право  несовершеннолетних детей остается неизменным в случаях расторжения брака родителей, признания его недействительным или раздельного их проживания.

Законом охраняется также право на взаимное общение ребенка и дедушки, бабушки и других близких родственников. В соответствии законодательством РФ, если родители (либо один из них) препятствуют общению ребенка с кем-либо из близких родственников, последние вправе обратиться в орган опеки и попечительства. Если принятое этим органом решение не выполняется, следует обратиться в суд.

Право на общение с родителями и другими родственниками имеет ребенок, оказавшийся в экстремальной ситуации (арест, задержание, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.д.).

Порядок осуществления данного права определен исходя из законов, устанавливающих порядок деятельности соответствующих учреждений.

Так, порядок свиданий осужденных несовершеннолетних с родителями и другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой) установлен в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом.

Право ребенка на защиту. [↑]

Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями».

Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.

В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.

), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.

Право выражать свое мнение. [↑]

Ребенок в семье является личностью, с которой следует считаться, это право закреплено в Семейном Кодексе РФ. Он может свободно выражать свое мнение, когда в семье решается какой-либо вопрос, касающийся его интересов.

Ребенку предоставляется возможность (непосредственно, через законного представителя или соответствующий орган) быть заслушанным в любом судебном или административном разбирательстве, если рассматриваются вопросы воспитания и другие имеющие важное для него значение вопросы.

Закон установил перечень случаев, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, имеет правовое значение.

К ним относятся: усыновление ребенка; запись усыновителей в качестве родителей ребенка; изменение фамилии и имени ребенка; восстановление родителей, лишенных родительских прав, в этих правах; изменение имени, отчества и фамилии ребенка при его усыновлении; изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления; передача ребенка в приемную семью. Перечисленные юридические действия, затрагивающие важнейшие права и интересы ребенка, могут быть совершены только с его согласия.

Право на имя. [↑]

С момента рождения ребенок приобретает данное право. Имя включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Семейный кодекс РФ определяет порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии.

Имя дается по соглашению родителей, а отчество — по имени отца. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей; в случае если фамилии родителей разные — по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ.

Возникающие между родителями разногласия по поводу фамилии или имени детей (при разных фамилиях родителей) решаются органами опеки и попечительства.

https://www.youtube.com/watch?v=BN-VtNwsr0Q

В случае неустановленного отцовства имя ребенку дается по желанию матери, отчество — по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка до достижения им 14 лет.

Причинами этого могут быть неудачное сочетание имени и отчества, трудности произношения последних и др.

По достижении ребенком десятилетнего возраста изменение имени и фамилии возможно лишь с его согласия.

Если родители проживают раздельно (причины не имеют значения), тот из них, с которым ребенок проживает постоянно, имеет право просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку).

Исходя из интересов ребенка и только с его согласия вопрос решается органом опеки и попечительства при условии достижения им десятилетнего возраста. Что касается мнения другого родителя, оно обязательно учитывается, однако для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку не является решающим.

Как уже было сказано, изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.

Приведем пример.
Ребенок, носящий фамилию отца, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака (у всех другая фамилия).

Отец возражает против изменения фамилии, что, безусловно, отражается на интересах ребенка, оказавшегося в затруднительном положении — ему приходится отвечать (в школе, во дворе и т.д.

) на мучительные для него вопросы по поводу разных фамилий членов семьи.

Имущественное право несовершеннолетних детей. [↑]

Настоящие права включают в себя: право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными законом в интересах детей); право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств — от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.).

Удовлетворение материальных потребностей детей, которые проживают вместе с родителями, производится обычно в пределах семейного бюджета. Имеются в виду удовлетворение всех необходимых нужд ребенка (в зависимости от состояния здоровья, возраста, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в обучении и развитии (игрушки, книги и т.д.), в лечении, реабилитации и т.д.

Несовершеннолетним детям может принадлежать имущество, доставшееся по наследству, в виде подарков или на ином, законном основании (например вещи, приобретенные на стипендию). Данное имущество — личная собственность детей, не входящая в состав имущества родителей.

Тем не менее, родители, являясь законными представителями своих детей, управляют этим имуществом, пока ребенок не достигнет совершеннолетия.

Семейный Кодекс РФ не указывает способов осуществления управления, однако в соответствии с общим положением об осуществлении родительских прав и с учетом характера данного имущества управление имуществом несовершеннолетнего должно производиться исключительно в интересах ребенка.

Кроме того, согласно законодательству РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (обмен, продажа, сдача внаем и др.) допускаются лишь с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Родители не имеют права на имущество детей, которые, в свою очередь, не имеют право на имущество родителей, кроме права наследования и права на содержание.

Однако по взаимному согласию детей и родителей допускается возможность пользования и владения имуществом друг друга.

Такие отношения в семье, как правило, определяются сложившимся укладом семейной жизни, основанным на доверии и взаимопонимании.

Допустимы также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется какое-либо иное имущество (например, ими совместно получен по наследству жилой дом или дача). Законодательство РФ предусматривает нормы о совместной собственности, которыми регулируются владение, пользование и распоряжение этим общим имуществом.

Написано по материалам Бурдейного М.А.

Источник: http://www.legalneed.ru/info/familylaw/pravo_deti/

Ирина Шастина: мы должны отдать ребенка в семью, где его примут сердцем / fryazino.org

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

     Самая надежная защита ребенка – это крепкая, дружная, счастливая семья. Но что делать, если он ее лишен? На вопросы о правах детства отвечает заведующая отделом опеки и попечительства Ирина ШАСТИНА.

     – Какими правами в сегодняшней России наделен ребенок и кто занимается его защитой?

     – Государство сейчас уделяет огромное внимание именно защите прав ребенка, ведь еще Иосиф Бродский назвал когда-то детство школой беззащитности.

     Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. В нашей стране права ребенка определены федеральными законами – Семейным и Гражданским кодексами. Нельзя также забывать об основном законе прямого действия – Конституции РФ.

     Главное неотчуждаемое право ребенка – жить и воспитываться в семье, в которой он родился. В случае если по той или иной причине ребенок этой семьи лишился, реализация этого права осуществляется путем устройства его в любую из форм замещающей семьи.

Защита прав и воспитание ребенка – конституционное право и обязанность родителей, именно они являются законными представителями своих детей.

Если же по ряду причин ребенок оказывается без попечения родителей, то его законными представителями становятся усыновитель, опекун (попечитель) или администрация детского государственного учреждения, в котором ребенок проживает.

Кроме того, такие обязанности возложены на сотрудников отдела опеки и попечительства, мы участвуем при рассмотрении всех дел, когда усматриваются противоречия между интересами ребенка и родителей – это могут быть родительские споры, жилищные и наследственные вопросы и многие другие. Нашей задачей, прежде всего, является охрана и защита детей.

     – Бытует мнение, что усыновление – единственный способ взять ребенка из детского дома. Какие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют, чем они отличаются? Какие из них имеют распространение в нашем городе?

    – Законодательством Российской Федерации определены четыре формы семейного устройства: усыновление, опека (устанавливается над ребенком в возрасте до 14 лет), попечительство (от 14 до 18 лет), приемная и патронатная семья. Усыновление всегда считалось и считается приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в этом случае ребенок приобретает права и обязанности родного.

     В последнее время большей популярностью стала пользоваться приемная семья – это экономически выгодная форма семейного устройства для родителей. Во-первых, за приемным ребенком сохраняются все социальные льготы, которые предусмотрены законодательством.

Перечень этих льгот достаточно большой: ребенок имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатный проезд, на материальную поддержку со стороны государства, обеспечение жилой площадью.

Приемные родители выполняют свою работу за вознаграждение в размере 9200 рублей за воспитание каждого приемного ребенка, также ежемесячно выплачиваются денежные пособия на содержание приемных детей в размере от 6900 до 12500 рублей.

     Московская область уделяет огромное внимание именно материальной поддержке семьи, пожалуй, наша область – единственный субъект, где материальное вознаграждение выплачивают родителям и на усыновленного ребенка (десять тысяч рублей ежемесячно).

   Если говорить о статистике, то в нашем городе 57 детей находятся на усыновлении, 63 – в семьях опекунов и 18 – у приемных родителей. В приемную семью берут детей, как правило, постарше, которые помнят своих родителей, так как приемная семья не предполагает тайну усыновления. К усыновлению чаще прибегают семьи, которые хотят сохранить тайну.

     – Закреплена ли законодательно тайна усыновления?

     – Да, есть закон о защите конфиденциальной информации и личных данных, разглашение которых – это уголовно наказуемое деяние. Каждый сотрудник, который работает с личными данными, по должностным обязанностям несет уголовную ответственность за разглашение этих сведений. И к чести всех наших сотрудников, у нас утечки информации нет.

     – Любой ли гражданин может стать опекуном или приемным родителем? Надо ли для этого соответствовать каким-то определенным критериям?

     – Что касается усыновления, то оно устанавливается в судебном порядке. Решение об оформлении опеки или определении ребенка в приемную семью принимает орган опеки и попечительства.

     К выбору родителей мы подходим очень серьезно и тщательно, а с прошлого года, на основании постановления Правительства РФ, кандидаты в приемные родители обязаны проходить психологическое обследование. Нам крайне важно понять мотивацию поступка – для чего люди идут на такой шаг.

Ведь с одной стороны, это поступок в высшей степени благородный, но с другой – приемные родители вместе с ребенком получают, неплохое материальное обеспечение. И мы не имеем права на ошибку, мы должны отдать ребенка в надежные руки, в ту семью, где его примут сердцем как родного.

     Кроме того, семейное законодательство определяет перечень тех, кто может стать усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

Ограничения действуют в отношении лиц, совершивших преступления, а также тех, кто не может быть замещающими родителями по состоянию здоровья.

Кроме того, кандидаты в усыновители должны иметь постоянное место жительства, а также жилье, отвечающее санитарно-техническим нормам, и иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

    – Следят ли органы опеки за судьбой детей, которых усыновили?

    – Что касается российского усыновления, то органы опеки и попечительства контролируют условия жизни и воспитания усыновленного ребенка. Составляется ежегодный отчет об условиях жизни ребенка, об успешности усыновления, в законодательстве прописано, что за семьей органы опеки наблюдают в течение трех лет. Фрязино – город небольшой, поэтому все наши семьи у нас на виду, мы их всех знаем.

     Учитывая, что на территории нашего города располагается Дом ребенка, усыновители приезжают из разных городов России. Хорошо, что есть такая форма электронного общения, как Интернет, лично я с этими семьями, а всего их семь, поддерживаю тесную связь, общаюсь по телефону, они по электронной почте присылают фотографии.

     Что касается международного усыновления, то случаев таких тоже немало. И надо сказать, что все дети, нашедшие семью за границей, зарегистрированы в консульствах, и нам три раза в год в течение трех лет в обязательном порядке поступают отчеты из той социальной службы, которая курирует этих деток.

     Буквально в прошлом году к нам в гости приезжал мальчик из Швеции, ему сейчас 19 лет. Он знает, что родился в России, его корни – во Фрязино, и он пожелал узнать, есть ли у него здесь родственники. Оказалось, родственники есть – мы устроили им встречу в помещении отдела. Очень трогательный был момент…

     Я считаю, что ребенку всегда лучше жить в семье, а какая это семья – российская или зарубежная – не столь важно, главное, чтобы его любили.

     – Бывали ли случаи, когда родители отказывались от усыновленных детей?

     – Эти случаи нечастые в нашей практике, но, к сожалению, были. Конечно, для нас это просто чрезвычайные происшествия. На моей памяти было два таких эпизода, когда детей взяли в семью – одного под опеку, второго усыновили – и вот, через очень короткое время вернули.

Один случай просто из ряда вон – женщина взяла двоих деток из разных учреждений, а потом из них выбрала одного, а второго через неделю вернула.

Нам приходится сталкиваться и с огромной человеческой добротой, любовью к детям, и с такой вот, просто дикой непорядочностью и бесчеловечностью.

     – Ирина Анатольевна, вспомните, пожалуйста, историю, когда вера в благородство человеческой души все-таки возобладала…

     – Был случай, когда в нашем родильном доме появились на свет с разницей в один день две малышки, мамы от них отказались. А к нам в отдел пришли супруги, все документы у них были оформлены, мы дали им направление на посещение ребенка и они пошли в роддом знакомиться с этой девочкой.

Приходят и говорят: «Мы возьмем обеих». Оказывается, пришли они смотреть свою дочечку, а вторая, видимо поняла ситуацию, и начала горько плакать. Папа взял ее на руки, а та начала ему улыбаться – сердце родителей и растаяло. С того дня прошло уже пять лет, а семья эта живет дружно и счастливо.

     – Как вы считаете, стоит ли родителям сообщать ребенку, что он был усыновлен?

     – Это очень спорный вопрос, и должен решаться каждой семьей индивидуально. К сожалению, в нашей стране долгие годы складывалось мнение, что не иметь родного ребенка неприлично. Хотя во всем цивилизованном мире к этому относятся нормально, там семья, принявшая на воспитание ребенка, вызывает уважение.

     Но если родители хотят раскрыть тайну рождения, то это стоит сделать сразу. Часто встречаются случаи, когда усыновители говорят на эту тему с ребенком уже в подростковом возрасте, когда обостряются все чувства. Новость о том, что он неродной в семье, может привести к крайне плачевным последствиям, ребенок может расценить это как предательство.

     У нас есть одна семья, которая очень деликатно вышла из этой ситуации. Они ребенку сказали: «Да, ты нам не кровный ребенок, но ты наш родной. Так в жизни получилось – мы потеряли своего ребенка, а тебя потеряла мама, и теперь мы с тобой друг друга нашли».

     – Какая судьба ждет приемных детей по достижении ими возраста 18 лет?

     – Когда приемному ребенку исполняется 18 лет, то юридически все связи с родителями прекращаются. Если у ребенка есть жилье, то он возвращается в него и начинает вести хозяйство самостоятельно, если нет, то государство обеспечивает его жильем.

     В нашем городе пять детей – двое в 2007 году, трое в этом году – получили однокомнатные квартиры в благоустроенных домах за счет субвенций Московской области.

Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности главе города Владимиру Васильевичу Ухалкину за чуткое отношение к проблемам детей-сирот, предоставление жилья для них всегда было под пристальным вниманием главы.

Также с душой отнеслись к этому вопросу заместители главы администрации Валентина Алексеевна Михайлова и Алексей Анатольевич Куров.

     – Кто в нашем городе занимается неблагополучными семьями?

     – Комиссия по делам несовершеннолетних – орган координирующий, который руководит субъектами профилактики беспризорности и безнадзорности. Как только семья попадает в поле зрения какой-либо службы, с ней в первую очередь начинают работать органы профилактики: милиция, школа, Управление социальной защиты населения.

     В прошлом году принято 23 решения о лишении родительских прав, из них пять лишений в отношении родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей. Остальные – по искам одного из родителей.

     После принятия решения о лишении родительских прав в течение шести месяцев ребенок не может быть передан на усыновление, то есть закон предполагает, что родители все-таки одумаются. Были случаи, когда мы ребенка вечером забирали из семьи, а утром мама со слезами умоляла отдать ребенка обратно. Но это скорее исключение из правил.

     – Подлежат ли родители, отказавшиеся от своего ребенка, каким-либо наказаниям?

     – К сожалению, нет. Про это много пишут и говорят, тема обсуждается и на правительственном уровне, и в Государственной Думе, что слишком хорошо живется родителям, оставившим без помощи своих детей.

     Есть во Фрязино мама, которая восемь раз оставляла новорожденных детей в роддоме и никакой ответственности за это не несет. Я считаю, что это предательство, когда фактически оставляют ребенка в беспомощном состоянии, но законодательно это никак не наказывается.      Родители должны нести ответственность за своих детей. Сейчас заботу об этих детях приняло на себя государство.

    – Каких детей чаще усыновляют, берут под опеку? Есть ли шанс вновь обрести семью ребенку, который уже пошел в школу или учится в старших классах?

    – На усыновление чаще берут ребенка от рождения до трех лет, несколько реже – от 4 до 7 лет, т.е. дошкольников. Считается, что более успешно проходит интеграция в семью, если ребенок маленький.

К сожалению, шансы ребенка попасть в семью усыновителей уменьшаются пропорционально его возрасту, чем ребенок меньше, тем шансов больше.

Но если речь идет об опеке и приемной семье, то наиболее распространенным является более старший возраст.

     Сейчас во Фрязинском доме ребенка ждут своих родителей семьдесят малышей. В 2009 году нам удалось устроить в семьи 36 деток, в 2008 году, который был объявлен Годом семьи – 64 ребенка.

     В заключение хочется пожелать всем детям, которые сегодня отнесены к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обрести любящую семью.

Елена БАЛАБАНОВА

Еженедельная общественно-политическая газета г. Фрязино «Ключъ» №3 (970)  20 – 26  января 2010 г.  

Источник: http://fryazino.org/newspaper/1679

ТропаЗакона
Добавить комментарий