Распространяется ли трудовое законодательство на госслужащих

Распространяется ли трудовое законодательство на госслужащих — ответы на вопросы от юриста — 2019

Распространяется ли трудовое законодательство на госслужащих

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы,

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор),

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера,

другие лица, если это установлено федеральным законом.

: Трудовой кодекс РФ в действующей (последней) редакции

Разъяснения Верховного Суда РФ:

На кого нормы ТК РФ не распространяются?

При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

См. разъяснения в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

На госслужащих муниципальных служащих, правоохранителей распространяется действие норм права о труде женщин

В силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:

на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе,

на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе,

на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»)

Трудовое право – не для военнослужащих. Но законом предусмотрены отпуска по беременности, уходу за ребенком

В соответствии с частью восьмой статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Вместе с тем пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1)

Конституционный Суд РФ о признании отношений трудовыми

КС РФ: ч. 4 ст. 11 ТК РФ, ст.ст. 15, 56 ТК РФ не противоречат Конституции, т.к. отсутствие в штатном расписании должности не исключает возможности признания отношений трудовыми

По мнению заявительницы оспариваемые нормы позволяют работодателям, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании соответствующих должностей, заключать с работниками вместо трудовых договоров договоры гражданско-правового характера, нарушая тем самым конституционный принцип свободы труда.

КС РФ указал следующее.

..Судебный порядок разрешения споров о признании заключенных между работодателем и лицом договора трудовым договором призван исключить неопределенность в характере отношений сторон таких договоров и их правовом положении, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.

Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.

), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса РФ.

Из приведенных в этих статьях определений понятий «трудовые отношения» и «трудовой договор» не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, — наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Таким образом, по смыслу статей 11, 15 и 56 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного Кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие в штатном расписании должности само по себе не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми — при наличии в этих отношениях признаков трудового договора (Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О).

КС РФ: ч. 4 ст. 11 ТК РФ о применении трудового законодательства к отношениям, возникшим из гражданско-правового договора не противоречит Конституции

Часть четвертая статьи 11 Трудового кодекса РФ, устанавливая правило о применении положений трудового законодательства к отношениям сторон, возникшим на основании гражданско-правового договора, но впоследствии признанным трудовыми, имеет целью достижение соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением, направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не может рассматриваться в качестве нарушающей конституционные права заявителя (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1094-О).

Федерация профсоюзов Республики Казахстан

— Трудовой Кодекс Республики Казахстан – основа трудовых отношений между работодателем и работником. Он является действующим гарантом, обеспечивающим защиту трудовых прав работников в отношениях с работодателем.

В связи с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране, назрела необходимость в расширении сферы применения действующего Трудового кодекса, который не в полной мере обеспечивал современный уровень развития трудовых отношений и необходимого баланса между работником и работодателем.

Источник: https://advokationline.info/12999-statia-11-tk-rf.html

RELP. Трудовой кодекс Российской Федерации и вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих /

Распространяется ли трудовое законодательство на госслужащих

Шайхатдинов, В. Ш.

Трудовой кодекс Российской Федерации и вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих

В феврале этого года после принятия Государственной Думой и подписания Президентом вступил в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации. Этот основополагающий документ, регулирующий отношения практически всех россиян в сфере труда сменил просуществовавший почти три десятилетия КЗоТ — Кодекс законов о труде.

Мы продолжаем анализировать новый документ, особенно в применении на практике государственной службы. Разумеется, что отличия нового Трудового кодекса от КЗоТ требуют разъяснений, комментариев, новых подзаконных актов.

Но первые толкования уже появились. Между тем у тех, кто работает, возникает немало вопросов, разрешить которые требуется оперативно.

Сегодня — продолжение темы, начатой в №1 (17), посвященной основному закону для всех, кто трудится.

Вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих представляют значительную трудность по следующим причинам. Во-первых, здесь действуют не только Трудовой кодекс РФ и другие акты общего законодательства о труде, но и специальное законодательство, т.е. Федеральный закон от 31 июля 1995 г.

№ 119 «Об основах государственной службы РФ»[1] (в дальнейшем – ФЗ № 119) и целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ»[2] (в дальнейшем – ФЗ №8).

Во-вторых, значительный массив законодательства о государственной и муниципальной службе принят в субъектах РФ. В-третьих, немало правовых актов по вопросам муниципальной службы принято органами местного самоуправления.

В-четвертых, нормативные правовые акты о государственной и муниципальной службе страдают серьезными недостатками. В-пятых, не сложилась судебная практика по применению законодательства о государственной и муниципальной службе. В-шестых, мало научных исследований по этим вопросам.

В-седьмых, если тезис о том, что трудовые отношения работников и тесно связанные с ними отношения входят в предмет трудового права, в принципе в юридической науке не оспаривается, то вопрос о том, в предмет какой отрасли, административного или трудового права, входят трудовые отношения государственных и муниципальных служащих, стал объектом оживленной научной дискуссии. Наконец, в-восьмых, если судьи и работники прокуратуры в принципе неплохо ориентируются в общем законодательстве о труде, то этого нельзя сказать о законодательстве о государственной и муниципальной службе.

С принятием Трудового кодекса РФ возникла необходимость проанализировать его основные новые положения и попытаться «примерить их к специальному законодательству о государственной и муниципальной службе». В основном это вопросы теоретического характера, но они имеют и научное и практическое значение.

Первым хотелось бы обсудить вопрос о соотношении общих норм трудового права со специальными нормами о труде государственных служащих.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу.

В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.

Более того, в этой же статье указывается, что если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Исходя из изложенных выше положений ст. 5 ТК РФ, некоторые юристы делают выводы о том, что если отдельные нормы законодательства о государственной и муниципальной службе не соответствуют Кодексу, то должен применяться Кодекс.

Думается, что для таких выводов нет достаточных оснований. Толкование положений ст. 5 ТК РФ должно быть системным, т.е.

производиться с учетом других положений Кодекса, а также федеральных законов о государственной и муниципальной службе.

В ст. 11 ТК РФ провозглашается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Однако далее в этой же статье указывается, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе государственных служащих (а значит и муниципальных служащих), устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами.

При дальнейшем изучении Кодекса оказывается, что он фактически не содержит специальных норм о труде государственных и муниципальных служащих. Исключение составляют лишь несколько статей. Так, согласно ст.

28 ТК РФ особенности применения норм раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ устанавливаются федеральными законами. Как видно, эта статья носит отсылочный характер.

В то же время здесь следует вспомнить, что согласно Конвенции МОТ № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978)[3] государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

В ст. 23 ТК РФ упоминается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве работодателей.

Здесь следовало бы указать на то, что работодателями являются и иные госорганы (избирательная комиссия, Счетная палата и т.д.).

Однако из этой статьи можно сделать вывод о том, что работодателями в трудовых отношениях государственных служащих являются органы государства, а не государство, как утверждают отдельные юристы.

В ст. 337-341 содержатся особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1145599

Распространяется ли тк на госслужащих

Распространяется ли трудовое законодательство на госслужащих

Такой вопрос стал наиболее актуален для сотрудников органов внутренних дел в период преобразования милиции в полицию, когда достаточная доля милиционеров была сокращена, однако выплаты уволенным сотрудникам, предусмотренные при сокращении, произведены не были под разными предлогами.

Думаю, что наличие как-раз разных предлогов и отражает действительную картину – уберечь федеральный бюджет от расходов по сокращению работников любым способом.Статья 5 Трудового Кодекса России определяет приоритет норм Трудового Кодекса РФ перед остальными нормативными актами и законами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, постановлениях правительства РФ, указах Президента РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ.В случае противоречий между ними и Трудовым Кодексом РФ, применяется Трудовой Кодекс РФ.

Статья 11 Трудового Кодекса России достаточно ясно устанавливает: «Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».Далее в абзаце 8 этой же статьи Трудовой Кодекс России разъясняет на какие именно категории работников не распространяются его нормы, это: Нет ни единого федерального закона указывающего, что на сотрудников органов внутренних дел не распространяются нормы ТК РФ, таким образом, действие Трудового Кодекса России охватывает трудовую деятельность милиционеров и полицейских.

Перечень должностей госслужащих о которых надо сообщать

Согласно Федеральному закону от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») принятие на работу бывшего госслужащего – не такая простая процедура, как может показаться, а за ее нарушение работодателя можно привлечь к административной ответственности и оштрафовать.

Ваша организация оформила трудовые отношения с бывшим госслужащим. В настоящее время законодательство при оформлении трудовых отношений с бывшими государственными или муниципальными служащими не требует особого способа приема на работу, однако все же есть определенные нюансы.

Предложенная ему вакансия требует определенного профессионального опыта, знаний, умений, а эти качества присущи данному работнику. Действительно, на эту категорию соискателей распространяются все нормы Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), и работодатель оформляет с ними трудовые отношения по общепринятым правилам приема на работу.

Казалось бы, проблем возникнуть не должно, но как корректно оформить трудовые отношения с бывшим госслужащим и соблюсти правила приема такого работника? Нюанс заключается в том, что при приме на основное место работы такого сотрудника работодателю необходимо сообщить дополнительную информацию (ст.

64.1 ТК РФ) по прежнему месту службы уволившегося чиновника.

Кроме того, для приема на работу некоторых категорий чиновников требуется согласие специальной комиссии.

Как и в какой срок нужно уведомить бывшего работодателя – рассмотрим дальше в рамках статьи.

Сейчас же стоит обратиться, в первую очередь, к законодательным актам, регулирующим этот процесс.

При приеме на работу бывшего чиновника работодатель должен руководствоваться следующими нормативными документами: Статья 64.1 ТК РФ дает возможность работодателю грамотно руководствоваться нормами, содержащимися в ней, так как она содержит условия заключения трудового договора в случае приема на работу лиц, уволенных с муниципальной или государственной службы.

В свою очередь, работодателю в дальнейшем необходимо только придерживаться возложенных на него данной нормой обязанностей и руководствоваться ими.

Статьей 12 ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее – бывший служащий), а также обязанности работодателя в отношении бывшего служащего. 64.

1 Трудового кодекса Российской Федерации: «Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Соответственно, за нарушение работодателем обязанности, предусмотренной ст.

64.1 ТК РФ, при приеме на работу бывшего государственного служащего, а именно за допущенные ошибки, которые являются серьезными правонарушениями, работодатель будет караться административными штрафами (ст.

19.29 Ко АП РФ): Как уже говорилось выше, бывших госслужащих принимают на работу посредством заключения трудового договора, оформления приказа (распоряжения) о приеме данного сотрудника, но некоторые работодатели не понимают всей серьезности вопроса оформления кадровых документов и продолжают делать недопустимые ошибки.

Во избежание таких ошибок и неправильного оформления кадровых документов стоит разобрать поэтапно действия работодателя, принимающего на работу бывшего государственного или муниципального служащего.

Более подробную информацию о том, как должен действовать работодатель, каким способом лучше отправить уведомление о приеме на работу госслужащего, что важно не упустить, как заполнить и выдать трудовую книжку, а также примеры оформления необходимых документов вы найдете в №3 2015 журнала При надлежащем внимании к деталям ничего сверхсложного в составлении кадровых документов по приему на работу бывшего государственного служащего нет.

Правильно оформленные документы в дальнейшем помогут, во-первых, руководителю организации избежать административных штрафов, во-вторых, работодатель, действуя в соответствии с законом по регламентированному порядку приема на работу чиновников, избежит расторжения в срочном порядке трудового договора с бывшим чиновником.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Трудовое законодательство создает юридическую основу для укрепления трудовой дисциплины в организациях всех форм собственности.

№ 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение работником дисциплинарного проступка.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (ст.

Из данного определения следует, что для дисциплинарного проступка характерно наличие следующих элементов: противоправность; виновность; неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей; наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.

Дисциплинарная ответственность — это применение дисциплинарных взысканий за совершение работниками дисциплинарных проступков.

Законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную.

При привлечении к общей дисциплинарной ответственности могут приниматься во внимание лишь проступки, непосредственно связанные с работой, т.е.

Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел

Распространяется ли трудовое законодательство на госслужащих

Анисимов А.Л., к. ю. н., доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин
Московского института мировой экономики и международных отношений

Основания возникновения служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы Российской Федерации. И в этой связи отметим, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями выделяет три главных вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данного вида государственной («чиновничьей») службы является Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2) государственная военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, войсках Специальных формирований и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам, кстати, присваиваются воинские звания. Общей правовой основой в данном случае выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» с последующими изменениями;

3) правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Такой категории служащих присваиваются специальные звания и классные чины. Определенным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвящено несколько специальных федеральных законов и подзаконных актов.

Таким образом, с учетом указанной классификации, сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеющими особый правовой статус.

Как известно, различные структуры органов внутренних дел по горизонтали и вертикали входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, что утверждено Указом Президента РФ № 927от 19 июля 2004 г.

В системе и структуре органов внутренних дел создана и функционирует российская милиция, правовой статус которой определен Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с последующими изменениями).

В контексте нашей статьи следует отметить, что термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко.

Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в Преамбуле – «Положение о службе в органах внутренних дел (далее Положение о службе) Российской Федерации» (утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г.

№ 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» ) оговаривается, что настоящее Положение регулирует порядок и условия государственной службы сотрудниками органов внутренних дел. При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности и заключается в следующем.

Во-первых, отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД России, неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права.

Во-вторых, первичными отношениями, предопределяющими возможность вступления сотрудников органов внутренних дел в публично-правовые (государственно-служебные) отношения с внешней средой, служат внутренние отношения с государством в лице соответствующих органов внутренних дел и их должностных лиц.

В-третьих, юридической базой существования как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений являются служебно-трудовые отношения, которые складываются между сотрудниками и соответствующими органами внутренних дел по поводу условий их службы.

В-четвертых, несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений.

В-пятых, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права.

В-шестых, помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы сферы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.

Метод правового регулирования служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел
Поскольку сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению отличаются как от гражданских государственных служащих, так и от военнослужащих, правовое регулирование их труда в силу объективных причин имеет определенные особенности.

С одной стороны, в качестве должностных лиц, наделенных властными полномочиями по реализации функций и задач государства в правоохранительной сфере, они выступают участниками как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений, которые регулируются нормами административного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права, обретая характер государственно-служебных правоотношений.Метод правового регулирования государственно-служебных отношений достаточно ясен. Необходимо упомянуть лишь одну специфическую черту этих отношений, которая заключается в том, что их участники, как правило, наделены различными по объему и направленности государственно-властными полномочиями. Эта специфика находит отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел: федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах и иных нормативных правовых актах МВД России.С другой стороны, в качестве граждан, реализующих свое право на труд в виде государственной службы в системе МВД России, сотрудники органов внутренних дел становятся участниками специфических служебно-трудовых отношений по поводу применения их способностей к труду, его условий и охраны, которые по всем признакам подпадают под понятие отношений наемного труда. В результате регулирования нормами права служебно-трудовые отношения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел обретают форму служебно-трудовых правоотношений.Утверждение о том, что трудовое право не распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поскольку они проходят службу на основе норм административного права, является в настоящее время доминирующим среди представителей науки административного права.

В связи с этим уместно заметить, что разнообразие мнений о правовом регулировании служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел в немалой степени обусловлено историей их становления и дальнейшего развития. Так, в «Положении о службе Рабоче-крестьянской милиции

Источник: http://www.top-personal.ru/lawissue.html?1660

ТропаЗакона
Добавить комментарий