Статья 201.7 закона о банкротстве

Реестр требований кредиторов при банкротстве

Статья 201.7 закона о банкротстве

Процедура банкротства предусматривает строгий учет финансовых обязательств должника. Законодательство регламентирует порядок фиксации долгов путем ведения реестра требований кредиторов (ст. 16 закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002).

Реестр требований кредиторов при банкротстве: понятие

Единственный официальный документ, в котором указаны обязательства должника с указанием сумм и очередности погашения – «Реестр требований кредиторов».

Обязанность по ведению данного документа возложена на арбитражного управляющего. По решению собрания кредиторов (либо при их числе более 500), ведение реестра поручается профессиональному реестродержателю рынка ценных бумаг. Размер вознаграждения последнего устанавливается на собрании кредиторов.

Сам документ ведется в электронном или бумажном виде и любой из конкурсных кредиторов имеет право ознакомиться с ним. Арбитражный управляющий по требованию конкурсного кредитора обязан предоставить ему выписку (с указанием даты включения в реестр, а также суммы задолженности).

Включение в реестр кредиторов при банкротстве

Для погашения задолженности кредитор должен быть включен в реестр. С этой целью он подает заявление в реестр кредиторов при банкротстве в арбитражный суд (в чьем производстве находится банкротное дело).

К заявлению прилагаются подтверждающие документы (о наличии неисполненных обязательств должника перед заявителем). По своему оформлению заявление о включении в реестр во многом сходно с исковым заявлением.

Заявление подается в течение тридцати дней с момента открытия реестра требований кредиторов (т. е. с момента введения процедуры наблюдения). В дальнейшем кредитор может также включиться в реестр, но при этом он теряет свое право участия в первом собрании кредиторов, в рамках которого решается множество вопросов по предстоящей процедуре банкротства.

Закрывается реестр кредиторов при банкротстве через два месяца с даты введения конкурсного производства.

В данном случае законодательство исходит из того положения, что к этому времени сформирована конкурсная масса и арбитражный управляющий может приступить к её реализации с последующим погашением требований.

Требования, заявленные позже (после закрытия реестра), учитываются арбитражным управляющим за реестром.

Включение в реестр проводится только на основании соответствующего судебного решения. Единственное исключение из данного правила – включение в реестр кредиторов при банкротстве застройщика.

В данном случае кредиторы, перед которыми у должника есть обязательства (по передаче жилых помещений), включаются в реестр на основании заявления, направленного конкурсному управляющему (п. 3 ст. 201.

4 закона № 127-ФЗ).

Не требует определения суда и внесение в реестр зарплатной задолженности. Арбитражный управляющий вносит её на основе данных бухгалтерской документации должника.

Отказ суда о включении в реестр может быть оспорен в апелляционном или кассационном порядке, предусмотренном АПК РФ.

Кредиторы включаются в реестр в порядке очередности поступивших от них заявлений, при этом не имеет значение период возникновения обязательства, его размер и другие обстоятельства.

В ряде случаев кредитор может быть исключен из реестра требований. Исключение также производится судебным решением по заявлению заинтересованной стороны.

Образец реестра кредиторов при банкротстве

Типовая форма реестра утверждена специальным приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 233. Основная часть состоит из трех разделов, соответствующих очередям погашения задолженности, регламентированным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В каждом из них есть таблица, в которую вносятся данные кредитора и информация о задолженности. Для каждой из очередей заполняются отдельные таблицы. В реестр ходе процедуры банкротства возможно внесение изменений, например, смена взыскателя.

Эти обстоятельства обязательно фиксируются в соответствующей графе.

Подлежат внесению в данный документ сведения о погашении (или частичном погашении) задолженности перед конкурсными кредиторами.

При банкротстве застройщика ведется «Реестр требований участников строительства». Реестр ведут отдельно по каждому объекту строительства, он является частью общего реестра кредиторских требований. Реестр должен содержать в т.ч. сведения о жилом помещении, суммах, уплаченных застройщику кредитором-участником и размере задолженности участника перед застройщиком (ст. 201.7 закона № 127-ФЗ).

Пример реестра требований, заявляемых при банкротстве застройщика представлен ниже.

Источник: https://spmag.ru/articles/reestr-trebovaniy-kreditorov-pri-bankrotstve

Обзор новостей в сфере банкротства за март-апрель

Статья 201.7 закона о банкротстве

В этом выпуске:

1.

Законодательство — Правительство РФ одобрило законопроект, наделяющий арбитражных управляющих правом самостоятельно рассматривать обоснованность требований кредиторов к должнику и вносить их в реестр.

— МВД и ФНС высказались за отмену статей Уголовного кодекса о преднамеренном и фиктивном банкротстве. — Законопроект, уточняющий применение ликвидационного неттинга, был принят в первом чтении.

2. Новости судебной практики и правоприменения

— Конституционный суд разъяснил, как распределяются судебные расходы в деле о банкротстве. — Верховный суд установил очередность заявлений кредиторов при инициировании дела о банкротстве должника. — Верховный суд включил требование кредитора в реестр спустя год после его закрытия.

3. Громкие банкротства

— АО «Финарс Банк» признали банкротом.

— МТС Банк обанкротил совладельца кинотеатров «Люксор».

1.

Законодательство

1.1. Правительство РФ одобрило законопроект, наделяющий арбитражных управляющих правом самостоятельно рассматривать обоснованность требований кредиторов к должнику и вносить их в реестр. На сегодняшний день формирование реестра требований кредиторов относится к компетенции арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.

В ноябре 2018 года Верховный Суд РФ внес в Государственную думу проект закона, расширяющего в этой части полномочия арбитражных управляющих. В случае принятия закона арбитражные управляющие будут самостоятельно рассматривать обоснованность требований кредиторов к должнику и вносить их в реестр.

Арбитражные управляющие будут обязаны в течение трех рабочих дней направлять по электронной почте копию поступивших требований кредиторов непосредственно лицам, имеющим право на возражения. На рассмотрение требований и возражений управляющему отводится 30 календарных дней.

Оспорить решение арбитражного управляющего можно будет в суде, который рассматривает дело о банкротстве. Один раз в два месяца управляющий обязан информировать суд обо всех включенных им в реестр требованиях. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен будет публиковать отчеты в открытом доступе в картотеке арбитражных дел.

Правительством РФ были сделаны незначительные замечания к законопроекту. Оно поддерживает законопроект при условии его доработки. 1.2. МВД и ФНС высказались за отмену статей Уголовного кодекса о преднамеренном и фиктивном банкротстве.

Представители МВД и ФНС России рассказали о необходимости отменить статьи Уголовного кодекса РФ о преднамеренном и фиктивном банкротстве (ст. ст. 196, 197 УК РФ). Заявление было сделано на заседании общественного совета при МВД в апреле 2019 года.

Как объяснил один из руководителей Главного управления экономической безопасности МВД Андрей Семенов, указанные статьи УК РФ используются редко, так как действия правонарушителей могут охватываться иными составами кодекса. Например, вывод активов часто квалифицируется по статье 159 УК РФ (мошенничество) и статье 160 УК РФ (присвоение или растрата).

По данным МВД за 2017-2019 годы, было возбуждено более 250 дел по статьям о преднамеренном и фиктивном банкротстве, а привлечено к уголовной ответственности за этот период около 80 человек.

1.3. Законопроект, уточняющий применение ликвидационного неттинга, был принят в первом чтении. Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект, позволяющий использовать механизм ликвидационного неттинга при банкротстве.

Ликвидационный неттинг — это специальный механизм подсчета окончательной суммы долга по совокупности финансовых сделок в рамках одного договора. Он позволяет сокращать кредитные риски сторон по финансовым договорам и способствует развитию финансового рынка.

Возможности ликвидационного неттинга позволяют завершить расчеты по сделкам при банкротстве, минуя традиционную очередь кредиторов.

То есть при банкротстве компании заинтересованная сторона, заключившая с ней соответствующее («генеральное») соглашение, может вернуть свои деньги в первоочередном порядке. Это дает профессиональным участникам финансового рынка и инвесторам дополнительную защиту.

В условиях действующего законодательства ликвидационный неттинг может попасть под оспаривание как сделка с предпочтением, а это создает существенные риски как для участников финансового рынка, так и для самого рынка.

2. Новости судебной практики и правоприменения
2.1. Конституционный суд разъяснил, как распределяются судебные расходы в деле о банкротстве.

Налоговый орган потребовал взыскать расходы на оплату вознаграждения арбитражного управляющего с бывшего директора организации-банкрота. Судом требование удовлетворено в полном объеме.

Бывший директор общества посчитал, что положения законодательства не позволяют взыскивать с руководителя организации-должника судебные расходы, понесенные налоговым органом, инициировавшим дело о банкротстве. В связи с этим он обратился в КС РФ.

Конституционный суд указал, что если за счет должника покрыть издержки не получается, то оплатить их должен заявитель, в данном случае – налоговый орган. Возложение расходов в полном объеме только на руководителя должника не отвечало бы критериям справедливости и соразмерности.

Более того, по мнению суда, налоговый орган не должен инициировать дело о банкротстве, если оно принесет только убытки государству как заявителю.

2.2. Верховный суд установил очередность заявлений кредиторов при инициировании дела о банкротстве должника.

Суд указал, что очередность возникновения права на подачу заявления о признании должника банкротом зависит от того, кто из кредиторов первым опубликовал информацию в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц. В определении сказано, что если кредитор не подчинился ст.

7 Закона о банкротстве и не опубликовал необходимые сведения, то цель оповещения всех заинтересованных лиц о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом не достигнута. В таком случае суд должен вернуть кредитору заявление.

В свою очередь, оставление заявления без движения невозможно, так как нарушение обязанности предварительно раскрыть соответствующую информацию носит неустранимый характер. Иное лишило бы кредитора, своевременно исполнившего обязанность по опубликованию намерения банкротить должника, права на представление кандидатуры арбитражного управляющего.

2.3. Верховный суд включил требование кредитора в реестр спустя год после его закрытия. Кредитор банка обратился к конкурсному управляющему за включением его требований в реестр по двум исполнительным листам. Управляющий отказал заявителю, потому что реестр уже закрылся.

Кредитор сослался на отсутствие вины в пропуске срока и на бездействие судебных приставов. Суд первой инстанции отказал кредитору в удовлетворении заявления. Апелляция, напротив, разрешила заявителю включиться в реестр, посчитав его требование обоснованным.

Кассационная инстанция отменила апелляционное постановление и оставила в силе определение суда первой инстанции. Кредитор обратился с жалобой в Верховный суд РФ.

В подтверждение своих доводов он предоставил переписку с должностными лицами ФССП, из которой следует, что факт невозбуждения исполнительного производства связан исключительно с бездействием судебного пристава.

ВС признал доводы жалобы обоснованными и включил требование кредитора в реестр, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции.

3. Громкие банкротства
3.1. АО «Финарс Банк» признали банкротом. Арбитражный суд г. Москвы 12.03.2019 вынес решение о признании столичного банка «Финарс Банк» банкротом. Функции конкурсного управляющего возложены на ГК АСВ.

ЦБ РФ отметил, что высокая вовлеченность кредитной организации в проведение сомнительных транзитных операций на протяжении длительного времени и рост их объема в условиях систематического несоблюдения введенных надзорным органом ограничений свидетельствовали об отсутствии намерений руководства и собственников банка осуществлять меры по нормализации его деятельности.

АСВ в сентябре 2017 года сообщило, что инвентаризация имущества Финарс Банка выявила недостачу на общую сумму 632,5 миллиона рублей.

Согласно данным отчетности, по величине активов на 1 апреля 2017 года Финарс Банк занимал 495-ое место в банковской системе РФ.

3.2. МТС Банк обанкротил совладельца кинотеатров «Люксор». Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2019 Евгений Ленский признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества. Общая сумма требований кредиторов составляет 133 млн рублей.

Речь идет о задолженности по кредиту, который МТС Банк выдал сети «Люксор», а поручителем по нему выступал Ленский.

В прошлом году в ходе судебного разбирательства в Савеловском районном суде было заключено мировое соглашение с Ленским, но больше года этот долг не обслуживался и условия мирового соглашения не были выполнены.

Источник: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/05/ru-ru-alert-law-bankruptcy-issue7.html

Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Статья 201.7 закона о банкротстве

Добро пожаловать на сайт Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям и другие тематические материалы и документы. находятся сразу после текста статей.

Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, через систему поиска информации или навигационную цепочку.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).

Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.

Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это — его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность — физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е.

обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров.

Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

Текст ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»

Налоговый кодекс (НК РФ) 2019
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2019

Полезные документы и материалы

Источник: http://zakonobankrotstverf.ru/

Застройщик банкротится: какие требования может предъявить дольщик и как сделать это правильно?

Статья 201.7 закона о банкротстве

Одним из рисков приобретения квартиры на основании договора участия в долевом строительстве является возможное банкротство застройщика.

Защита прав и гарантии участников долевого строительства в подобной форс-мажорной для дольщиков ситуации является приоритетной задачей как законодателя, так и правоприменителя в рамках дела о банкротстве застройщика.

О процедуре предъявления требований участников долевого строительства к банкротящемуся застройщику, а также о том, кто может заявлять такие требования и пойдет речь в нашем материале.

Несостоятельности застройщика посвящен параграф 7 гл. IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Особенность банкротства указанной категории лиц состоит в том, что участники долевого строительства могут предъявлять к застройщику-банкроту не только денежные требования, но и требования о передаче жилых помещений.

Прежде чем определить, какие требования дольщик может предъявить к застройщику и в каком порядке, стоит разобраться, какое лицо является застройщиком.

Кого суд может признать застройщиком

Согласно п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве застройщиком является лицо, привлекающее денежные средства и (или) имущество участников строительства.

Это могут быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

На практике застройщиком может быть признано и то лицо, которое является правообладателем земельного участка и/или объекта строительства, но денежные средства напрямую не привлекает (см., например, Определение ВС РФ от 22.08.2016 № 304-ЭС16-4218 по делу № А46-13473/2014).

Кроме того, застройщиком может быть признан даже гражданин, заключивший с иным гражданином договор, который фактически можно характеризовать как договор долевого участия в строительстве, даже в случае, если такой договор не был зарегистрирован в установленном порядке, а гражданин-должник не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

Неприменение в рассматриваемом случае правил о банкротстве застройщиков ставит, по мнению ВС РФ, кредиторов должника-гражданина в неравное положение с обладающими аналогичным статусом кредиторами юридического лица или индивидуального предпринимателя, что недопустимо (Определение ВС РФ от 20.08.2018 № 305-ЭС18-5428 по делу № А40-180791/2016).

Таким образом, правоприменитель толкует положения п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве расширительно и, несомненно, в пользу участников долевого строительства.

В случае, когда процедура банкротства введена в отношении должника без применения к нему положений параграфа 7 гл. IX Закона о банкротстве, подобное расширительное толкование указанной нормы дает возможность лицу, участвующему в деле о банкротстве, указать суду на то, что должник обладает признаками застройщика.

В таком случае арбитражный суд принимает по ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо, если данная информация поступила в суд после признания должника банкротом, выносит определение, в котором указывает на применение при банкротстве должника правил о банкротстве застройщика (абз. 4 п. 3 ст. 201.1 Закона о банкротстве).

В случае банкротства лица, признанного судом застройщиком на основании п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве, у участников долевого строительства есть несколько возможностей защитить свои права.

По смыслу положений ст. 201.1 Закона о банкротстве участник долевого строительства вправе предъявить к должнику-застройщику в деле о его банкротстве следующие требования (п. 2, 3 ст. 201.4 Закона о банкротстве):

  • требование о передаче жилого помещения (ст. 201.7 Закона о банкротстве);
  • денежное требование (ст. 201.5 Закона о банкротстве).

Прежде чем подробно остановиться на каждом из данных требований, необходимо учесть сроки заявления данных требований и особенности их рассмотрения.

В какой сроки к кому обратиться с заявлением о включении в реестр требований кредиторов застройщика-банкрота

Сведения о признании застройщика банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства опубликовываются, как и в отношении любого банкрота, в официальном издании.

Кроме того, в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего руководитель застройщика должен передать ему сведения обо всех участниках строительства.

В пятидневный срок с даты получения вышеуказанных сведений конкурсный управляющий уведомляет всех выявленных участников строительства (дольщиков) об открытии конкурсного производства, а также о возможности и сроках предъявления ими требований (п. 2 ст. 201.4 Закона о банкротстве).

Денежное требование участника строительства или требование о передаче жилого помещения могут быть заявлены в течение трех месяцев со дня получения участником строительства соответствующего уведомления конкурсного управляющего, независимо от даты закрытия реестра требований о передаче жилых помещений (абз. 1 п. 4 ст. 201.4 Закона о банкротстве). При этом из положений указанной нормы явно следует, что защита дольщика при банкротстве застройщика является приоритетной задачей законодателя — так, пропущенный участником долевого строительства срок на предъявление требования о передаче застройщиком жилого помещения может быть восстановлен судом при условии наличия уважительной причины. В то же время для лиц, заявивших денежное требование к застройщику-банкроту, возможности восстановить срок для подачи требования в случае его пропуска нет.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/386084/

Известить 5000 дольщиков за 5 дней

Статья 201.7 закона о банкротстве

Арбитражный управляющий Иван Яковенко на первой практической правовой конференции для бизнеса «Банкротство-2018».

Я расскажу вам о тех проблемах при формировании реестра кредиторов, с которыми сталкивался в процессе участия в делах о банкротстве застройщиков. Казалось бы, что здесь сложного. Есть статьи 201.4, 201.5, 201.

7, которые прямо регламентируют порядок предъявления требований кредиторов, как денежные, так и требования о передаче жилых помещений. Также статья 201.7 целиком посвящена реестру требований по жилым помещениям.

В теории все понятно, но все самое интересное начинается на практике.

В закон о банкротстве не так давно были внесены определенные изменения, которые призваны оптимизировать срок процедуры банкротства. В частности, больше не вводится процедура наблюдения и финоздоровления, есть только конкурсное производство и, в определенных случаях, может быть введено внешнее управление.

Ряд процедур в суде слушается по старым нормам. Только в сентябре этого года была введена процедура наблюдения в отношении одного из застройщиков. Поэтому в обсуждении темы я буду поэтапно сравнивать различные подходы по ведению банкротств по различным редакциям закона.

Начнем с формального подхода. Я буду больше судить со стороны арбитражного управляющего, поскольку мне это ближе. С какого момента начинает формироваться реестр требований кредиторов и требований передачи жилых помещений?

Для управляющего — с даты объявления результативной части, потому что для него начинаются очень жесткие сроки.

Во-первых, в течение 10 дней руководитель должника должен передать всю имеющуюся у него информацию относительно участников строительства управляющему.

В течение пяти дней управляющий обязан всех уведомить, то есть он обязан совершить почтовую рассылку всем известным ему участникам строительства.

Редко когда банкротство возникает в отношении застройщика, у которого 10-30 квартир. Обычно это сотни или тысячи квартир, и здесь возникает финансовый вопрос. Хорошо, когда у должника есть деньги на счетах.

В законе прямо указано, что затраты на уведомление целиком ложатся на застройщика. Допустим, денег нет. Но управляющий, предположим, богатый и нашел деньги.

И, как это часто бывает, из своих средств начал финансировать процедуру с расчетом, что в дальнейшем он каким-то образом эти деньги возместит.

Возникает вопрос: а как ему в течение пяти дней успеть сделать рассылку нескольким тысячам участников? Есть возможность заключить договор с «Почтой России» о том, что можно в какой-то конкретный день привезти несколько тысяч писем и совершить рассылку. Срок заключения договора достаточно неоднозначный, это может быть неделя или две.

Допустим, управляющий хорошо подготовился, и у него есть этот договор, у него добросовестный руководитель должника, который передал ему все данные дольщиков, и он всех уведомил.

Для участников строительства для определения требований срок начинает течь с момента получения этого уведомления. По старым правилам они должны были это заявление о включении в реестр направлять в суд.

И суд должен рассмотреть все заявления и требования. По новым — эта обязанность целиком лежит на конкурсном управляющем.

Рассмотрим среднюю процедуру: 25-этажный дом на 4 подъезда, условно говоря, 500 квартир. Это 500 заседаний в арбитражном суде по рассмотрению требований. К каждому заседанию необходимо подготовиться.

Управляющему необходимо получить информацию от должника, от бухгалтерии, потому что одна из главных задач — это защита непрофессиональных инвесторов. То есть простых людей, которые купили там квартиры.

Необходимо исключить возможность включения в реестр неоплаченных квартир.

Поэтому это будет не 500 заседаний, а, скорее всего, 1000 или больше. Под силу ли одному судье рассмотреть все эти требования? Вряд ли один судья работает только на одно дело. Когда много кредиторов, над делом может работать несколько судей одновременно.

По правилам новой редакции закона вся эта обязанность ложится на управляющего. По сути, судебное бремя со всеми очевидными последствиями перенесено на управляющего. Закон говорит, что у него есть 30 рабочих дней, чтобы он рассмотрел и дал письменный ответ участнику о включении или невключении в реестр требований передачи жилых помещений, а также денежных требований.

Управляющий должен рассмотреть все 300-400 требований, дать обоснованную оценку, написать уведомление и отправить. В этом случае вряд ли рассылка будет стандартная. Скорее всего, у всех адресатов будет различный текст: кого-то включат, кого-то нет, у кого-то будет неполное включение. Часто участники делают ошибки при сборе пакета документов.

У управляющего есть обязанность сделать собственную оценку. И вряд ли все 500 человек согласятся с этой оценкой. То есть, по сути, суд в течение 15 рабочих дней может получить от этих участников строительства возражения.

Допустим, управляющий не успел отправить уведомление 50-70 участникам в срок 30 рабочих дней — это перспектива получить в Росреестр 50-70 жалоб.

Формально состав есть, и срок нарушен. Правда, управляющий может сослаться на то, что должник уклоняется от передачи документов. Но большинство строек идет по договорам ДДУ, и управляющий обязан делать запрос в Росреестр, и там будет написано, в пользу кого есть обременение по каждому конкретному участку.

Также управляющий обязан проводить инвентаризацию, изучать финансовое состояние должника, проводить анализ сделок. Все вышеперечисленные меры, которые внесло законодательство, направлены на оптимизацию сроков дел о банкротствах. Рассмотрение дела в суде может длиться годами, но теперь бремя соблюдения сроков ложится на управляющего.

Очевидно, что управляющий в одиночку не сможет справиться с этой задачей. Возникает вопрос привлечения специалистов и оплаты их услуг. Допустим, ситуация идеальная, и никто не пошел обжаловать решение о включении или невключении в реестр. Но дальше возникает техническая сложность.

В законе указано, какие конкретно данные необходимо управляющему внести в реестр передачи жилых помещений. Это данные на заявителя и данные по объекту строительства. Как правило, все присылают свои требования в бумажном виде, и возникает необходимость перепечатывать все данные.

Допустим, у управляющего есть машинист. Для того чтобы работать с данными, мы приспособили программу Access, и на каждого участника строительства заводится отдельная учетная запись.

Хотелось бы поставить такой вопрос: а не внести ли в закон обязанность выделения финансирования на те виды деятельности управляющего, которые прямо прописаны в законе? Как минимум привлечение оценщика и уведомление по почте?

Не так давно был создан фонд защиты дольщиков. Застройщики должны отчислять определенную сумму с каждого договора в этот фонд. За три года число банкротств застройщиков увеличилось в 3 раза. На сайте фонда написано, что на сегодня они собрали около 4 млрд рублей. Подытоживая формальную сторону, это проблемы финансовые, технические и проблемы ответственности управляющего.

Теперь поговорим о проблемах кредитора. Существуют владельцы коммерческих помещений, которые, по сути, ничем не защищены.

Чем они отличаются от участников строительства, которые купили жилье? Изучив практику за 2017-2018 годы, владельцы коммерческих помещений хотят развернуть ситуацию и пытаются включиться в реестр передачи жилых помещений. Суды отказывают в этом.

В июне 2017 года у инвестора была попытка защитить свое имущество, и он пытался включиться как обеспеченный залогом.

Было бы правильней, чтобы владельцы коммерческих помещений не включались в реестр передачи помещений по аналогии с жилыми, а включались хотя бы как залоговые.

Чтобы они могли точно получить часть вложенных денег, как и владельцы жилых помещений.

Также существует проблема, когда на строительство дома собирает деньги не та организация, которая является собственником земельного участка или объекта недвижимости.

В законе говорится, что застройщиком может быть признано любое лицо, которое собирает деньги за передачу в дальнейшем жилого помещения. Существует практика Верховного суда 22 августа 2016 года. В рамках этого определения пайщица обратилась в Верховный суд с жалобой. Она была пайщицей ЖСК и вложила деньги.

Она вложила деньги, но не являлась собственником или застройщиком. По инвест-договору она перечисляла это все конкретному юрлицу — ООО, которое выступало застройщиком. По сути, у нее были взаимоотношения только с ЖСК, а ее квартира была на обществе, которое строило дом и получало деньги от ЖСК.

Суды трех инстанций отказали пайщице о включении в реестр к конечному застройщику, мотивируя это тем, что ей нужно разбираться с ЖСК.

____________________________________________________________________________________

Другие спикеры конференции «Банкротство-2018»:

Наталья Шатихина, доцент СПбГУ, управляющий партнер CLC, со-модератор конференции

Марина Горлачева, партнер CLC

Вадим Яловицкий, советник Pen&Paper

Сергей Высоцких, адвокат «S&K Вертикаль»

Антон Киселев, директор департамента проблемных активов СЗБ Сбербанка России

Алексей Дендеберов, начальник 6 отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД по СПб и ЛО

Владимир Полуянов, партнер «Апелляционногоцентра»

Ольга Береза, старший юрист «Григорьеви партнеры»

Руслан Мухамметшин, руководитель департамента консалтинга и оценки «Прайм Эдвайс»

Источник: https://newprospect.ru/izvestit-5000-dolshchikov-za-5-dney

ТропаЗакона
Добавить комментарий